Ради нового моста
К берегу Ладожского озера возле Сортавалы пристало необычное водное транспортное средство – «Черноморец-25». Это плавучий строительный плацдарм, с которого будут вестись работы по капитальному ремонту главного городского моста.
Местная достопримечательность
Вот уже почти 80 лет мост над ладожским заливом Ляппяярви соединяет северную и южную части города. Он был построен в 1931-1932 годах по проекту Стокгольмской инженерной конторы «Кристиани и Ниельсен». Мост считается одной из главных местных достопримечательностей. За долгие годы он пережил и военную бомбежку, и перегрузки «автомобильного бума» последних лет, отчего порядком поизносился. В 2009 году специалисты придирчиво осмотрели каждую заклепку металлоконструкции и пришли к неутешительному выводу – в современном его состоянии мост представляет опасность для автомобилистов и пешеходов. При морозе более 20 градусов, что не редкость в наших краях, расшатавшиеся заклепки «полетят» даже при малой нагрузке.
Ошибочка вышла
Тендер на реконструкцию моста выиграло предприятие из Нижнего Новгорода «Мостострой № 6». Приезжие мостостроители уже приступили к работе. Дело начали с подготовки объездного пути для транспорта, который после закрытия моста будет перенаправлен на дорогу по улицам Ленина и Парковой. Главным уязвимым местом этой дороги можно было считать деревянный парковый мост, не способный выдержать давление мощного автомобильного потока. Поэтому мост демонтировали, чтобы заменить его на новый, железобетонный. С этой задачей планировали справиться за один месяц, но… Сама природа преподнесла авторам проекта сюрприз: вместо ожидаемой скальной породы под основанием моста оказался насыпной грунт. Проектировщики понадеялись на давние геологические отчеты, при этом не провели собственных изысканий, отсюда и «ошибочка вышла». Пришлось вызывать геологов, чтобы решить, сколько потребуется установить свай и где именно их надо заложить.
Объезд по грунтовке
Приведением в порядок самой объездной дороги займется «Сортавальское ДРСУ» под руководством Мубариза Казымова. Тут надо отметить, что дорога является муниципальной, она плохо освещена и находится не в лучшем состоянии. Все эти проблемы придется решать, ведь вскоре здесь пойдет автомобильный поток трассы федерального значения. «К сожалению, при утверждении проектной документации на ремонт моста госэкспертиза исключила предусмотренные там затраты на содержание объездной дороги, - говорит Казымов. - И тем не менее, в Федеральном дорожном управлении, скорее всего, примут решение передать этот участок в 2,3 километра нашему «Сортавальскому ДРСУ». Предприятие займется подготовкой данного участка к зиме и будет содержать его в трудное время года. По-настоящему в надлежащий вид дорогу удастся привести только с наступлением теплых дней. До наступления холодов ограничатся ямочным ремонтом, а вот уже весной положат новый асфальт.
Плюс железнодорожные переезды
Сроки выполнения работ по реконструкции главного городского моста достаточно велики – минимум 314, максимум – 345 дней. На долгие месяцы местным жителям и проезжим людям придется хорошенько набраться терпения. Большой ремонт означает и определенные объективные неудобства. Но особенно тревожат сортавальцев два обстоятельства: во-первых, объездная дорога пересекает два железнодорожных переезда. И что же будет, если шлагбаум или семафор начнут, по обыкновению, без конца тормозить автомобильный поток? «Хорошо бы, чтобы власти города и района договорились с железнодорожной службой о регулировании движения транспорта через переезды. Ведь такая схема будет действовать не месяц и не два - почти год!» - так считает Мубариз Казымов.
Во-вторых, а как же быть пешеходам? Похоже, в новой схеме движения им попросту не находится места! В южную часть города можно попасть, шагая по шпалам железной дороги (нарушение, чреватое катастрофой или, в лучшем случае, штрафом). Либо придется идти вдоль дороги по улице Парковой, где практически отсутствуют обочины. А каково будет на федеральной трассе, страшно даже вообразить. Между тем, сразу за мостом находится городская школа № 1, в которой занимаются более 800 учеников!
Понтонная переправа?
Рассматриваются разные варианты, и один из них – наведение понтонного моста через ладожский залив. Но как это удастся осуществить? И, главное, на чьи деньги, - ведь с точки зрения госэкспертизы проекта, временный понтонный мост также является чисто городской проблемой. Но есть сомнение, найдутся ли в местной казне достаточные для этого средства.
И все же сортавальцы считают, что с капремонтом моста им повезло, ведь на эту цель выделены более 300 миллионов рублей из федеральной казны. Не каждый год удается «попасть» в такой крупный федеральный проект. По проекту, сооружение будет разобрано до основания, а затем существующие опоры усилят дополнительными сваями, зальют новый бетон и возведут современный мост с сохранением его исторического облика.
Елена Глибина