22 июля 2019, 10:06

Вопрос о продаже Карелии Финляндии поднимался в 1991 году

Российские власти хотели заработать на этой сделке, но финнам об обсуждении этого вопроса ничего не сообщили.

Во время распада СССР - в 1991 году - новое российское правительство всерьез рассматривало вопрос о том, чтобы продать Финляндии часть Карелии - земли, которые были присоединены во время войны. Об этом пишет Yle со ссылкой на издание Helsingin Sanomat, которому о планах российских властей рассказал тогдашний заместитель министра иностранных дел Андрей Фёдоров.

По его словам, в июле 1991 года комиссия, в которую вошли Фёдоров, глава МИД Андрей Козырев и советник Ельцина Геннадий Бурбулис, составила список регионов, в которых могут появиться и усилиться экстремистские движения, выступающие за автономию, и судьбу которых придется решать на международном уровне. В списке значилась также так называемая «Утраченная Карелия», то есть те земли, которые отошли СССР по Московскому договору 1940 года. Российские власти опасались роста карельского национализма. Среди других регионов значились Курильские острова, Пыталовский район на границе с Латвией, Калининградская область, Крым и граница с Китаем по реке Амур.

В том же году российское руководство обнаружило, что советская казна практически пуста. Тогда оно решило определить сумму, за которую можно было бы продать Карелию Финляндии: 15 миллиардов долларов. Продать планировалось также Курилы и Пыталово. 

Издание пишет, что финскому руководству не было известно о варианте продажи, поскольку он обсуждался за закрытыми дверями. Президент Койвисто умер в позапрошлом году, а Вяюрюнен подтвердил HS, что ничего не знал.

По словам Андрея Фёдорова, вопрос о Карелии поднимался в той или иной форме до 1994 года. Тогда было решено, что вопрос о возвращении карельских земель закрыт и что Россия будет самостоятельно развивать регион и выстраивать приграничное сотрудничество. 

Уточняется, что Андрей Фёдоров является сыном Владимира Фёдорова, который с 1967 по 1973 год отвечал в советском посольстве в Хельсинки за работу с Коммунистической партией Финляндии. Семья жила с 1966 по 1969 год в районе Тёёлё, а Андрей ходил в финско-русскую школу.