В страну рассыпанного великолепия без виз и запретов
Текст, фото: Антонина Кябелева
После недельного путешествия по Хорватии я отправилась в соседнюю Черногорию, чтобы увидеть большую компанию моих друзей из Петрозаводска, называющих себя «чернокарелами» и обосновавшимися в сказочно красивой балканской стране. В Черногории я была около двадцати лет назад и воспоминания об ее фантастических пейзажах заметно потускнели в моей памяти.
Из хорватского Дубровника до черногорской Будвы я добиралась на рейсовом автобусе за 35 евро. В теории, то есть по расписанию, автобус должен был доехать до автовокзала в Будве за два с половиной часа. В реальности опоздал на два часа. Оказалось, что в автобусе был Wi-Fi, что спасло моих друзей от длительного ожидания на вокзале. Завидев очередной указатель с информацией об оставшихся до Будвы километрах, я исправно отправляла сообщения.
Дорога проходила по побережью. Виды открывались настолько завораживающие, что четыре с половиной часа в пути пролетели очень быстро. Не отрывая взгляд от окна, я про себя удивилась, как могла забыть, насколько прекрасна Черногория.

Как тут не поверишь в правдивость легенды об истории возникновения этой страны.
Когда Господь обустраивал Землю, он взял с собой торбу, наполненную живописными горами, хрустально чистыми реками, лазурными морями, цветущими садами, девственными лесами. Каждой стране доставалось что-то из этих даров. Но над Балканами торба под тяжестью груза порвалась, и на Черногорию посыпалось все это великолепие. Если другим странам достались только крупицы из сокровищ природы, то Черногория получила и величественные горы, и бурные реки, и ослепительную синеву теплого моря с уютными бухтами и небольшими пляжами, и вековые леса, и зеленые пастбища. В общем, повезло.
Остановилась я у друзей, которые приобрели на две семьи двухэтажный дом в небольшой горной деревушке, а точнее станице, примерно в 10 километрах от Будвы. С плоской крыши дома открывался великолепный вид на Адриатику и горы. На крыше был и мангал, и стол, и кресла, в общем все, чтобы можно было и вечеринку закатить, и посидеть в тишине, наслаждаясь закатом солнца.

Когда я оказалась в окружении друзей, с самостоятельным туризмом было покончено. Меня ждала интенсивная программа с пляжами, поездками в горы, посещением старинных городков, ресторанами, откуда открываются такие виды, что о еде сразу забываешь, и, конечно, встречами, воспоминаниями, разговорами. Большое «рандеву» без романтического, но с национальным подтекстом было посвящено выпеканию карельских калиток.
Судя по разговорам, в Черногории петрозаводчане устроились неплохо: кто-то занялся бизнесом, другие нашли работу по специальности, третьи ушли в творчество, которое тоже позволяет сводить концы с концами. Единственное, северянам сложно привыкнуть к очень жаркому длинному лету и толпам туристов с мая по сентябрь.
Что бросилось в глаза? Во-первых, я совсем не узнала Будву. Когда-то это был довольно непритязательный городок, где главным местом притяжения была забитая ресторанами набережная и старый город за крепостной стеной. Неизменным осталось только очарование старого города, где теперь можно прогуляться по крепостной стене. Будва превратилась в современный приморский город с широкими улицами, фонтанами, красивой набережной, скверами, модными магазинами и оригинальными уличными фонарями. Во-вторых, после Хорватии приятно удивили цены, особенно в ресторанах, где они в два-три раза ниже. В-третьих, но к этому я была готова, постоянно слышалась русская речь. В Хорватии из-за визового режима туристов из России я практически не встречала. Черногория же с ее безвизовым въездом превратилась в одну из самых посещаемых россиянами европейских стран.
В свое время я поездила по Черногории и много где побывала. Но лабиринты узких улочек старой Будвы, появившиеся, когда город был под властью венецианцев, древний Котор с пятикилометровой уходящей в горы крепостной стеной, крошечный Пераст и знаменитый остров-отель Свети Стефан — это те места, которые не надоедают.
Вот уже несколько лет остров Свети Стефан, соединенный с материком небольшим перешейком, закрыт для посещения. Когда-то он считался визитной карточной туристической Черногории. Здесь традиционно отдыхали кинозвезды, политики, короли. Туристы за небольшую плату тоже могли посетить остров, выпить в кафе чашечку кофе, наблюдая как волны разбиваются о скалы, поглазеть на виллы, арендованные миллионерами, зайти в старинные церкви, побродить по узеньким улочкам. Я успела посетить Свети Стефан, когда еще не разгорелся скандал между компанией-арендатором и правительством Черногории. Остров-отель был передан в аренду в 2007 году.
В 2021 году арендатор закрыл остров и прилегающие пляжи для свободного доступа. Местные жители воспротивились подобным запретам, и дело дошло до уличных протестов.
Правительство поддержало граждан, и конфликт вылился в длительные судебные разбирательства с арендатором, который требовал компенсацию в размере 100 миллионов евро за несоблюдение условий договора.

Мне показалось, что сейчас Свети Стефан выглядит потерянно печальным с окнами, закрытыми ставнями, словно остров-отель устало прикрыл глаза, не в силах выносить периода одиночества и забвения. Но территория вокруг острова заметно преобразилась. Свети Стефан по-прежнему манит туристов, а на пляжах может расположиться любой желающий.

В один из дней мы поехали в Цетине — город, который, наряду с Подгорицей, считается столицей Черногории. Здесь располагается официальная резиденция главы государства и министерство культуры и СМИ. Министерство культуры и СМИ расположилось в бывшем здании ипотечного банка Югославии, которое выглядит весьма респектабельно.
Цетине - уютный город в горах, где летом заметнее прохладнее, чем на побережье, цены на жилье ниже, а туристов меньше. В городе есть Королевский театр, который является первым профессиональным и единственным государственным театром в стране, национальный музей, факультеты государственного университета.
В центре города находится оригинальный памятник основателю города — Ивану Црноевичу, который правил Черногорией в тринадцатом веке.
Одна из главных достопримечательностей — Цетинский мужской монастырь, где хранится Десница Иоанна Крестителя. При соответствующей одежде монастырь открыт и для женщин.
Мне очень понравилась веселая пешеходная улица Негоша с цветными домиками. Одна из женщин, увидев в окно, что я снимаю на камеру, вышла из дома, чтобы просто помахать рукой и сказать слова приветствия. По пути нам встретился и кузнец Богдан — местная знаменитость. Добродушный мужчина, из-за белоснежной бороды похожий на Деда Мороза, работает в сувенирной лавке, кует сувенирные подковы для туристов, параллельно поднимая настроение окружающим своими шутками и, кажется, не сходящей с лица задорной улыбкой.

Рядом с городом на вершине горы Ловчен расположен мавзолей Петра II Негоша — национального героя, поэта и философа. До него мы не дошли, но поднялись на Орлиную гору, где находится мавзолей митрополита Данило — основателя династии Петровичей-Негошей, которая правила Черногорией с 1697 по 1918 год. Мавзолей — это еще и обзорная площадка с видом на Цетине и окрестности.

В это путешествие по Черногории меня сразили своей красотой два места, где я раньше не была. Это обзорная площадка с видом на Боко-Которскую бухту и вид на петлю реки Црноевича. Восторг от увиденного сравним разве что с видом на Вердонское ущелье во Франции.
До обзорной площадки на Боко-Которскую бухту мы добирались по серпантину из Цетине. На видовую площадку можно пробраться через небольшое кафе, обязательно приобретя в баре какой-то напиток. Как говорится, бизнес есть бизнес. Сама смотровая площадка представляет собой несколько спускающихся вниз террас со столиками. Внизу простирается Боко-Которская бухта, виднеется Котор, а вдалеке Тиват со взлетной полосой международного аэропорта. Самое сложное - оторваться от открывающегося пейзажа.

Добраться до этого места можно только на машине. Дорога очень узкая, причем усугубляет ситуацию сплошной серпантин. Большие туристические автобусы сюда ездят, когда наплыв туристов идет на спад. Разъехаться под силу только профессионалам. Когда мы с подругой, которая не отличается высоким мастерством езды, уже отправились в обратный путь, навстречу выехал огромный двухэтажный автобус, занявший все пространство дороги. Подруга честно пыталась сдать назад, чтобы как-то разъехаться. Водитель автобуса, наблюдая за нашими мучениями, бросил руль и предложил свои услуги. Мгновение - и наша машина была уже плотно прижата к обочине.
Другой сногсшибательный пейзаж открылся на следующий день. Смотровая площадка с небольшим ресторанчиком расположена недалеко от древнего городка Риека Црноевича. Подкова реки Црноевича считается визитной карточной национального парка Скадарское озеро.

Именно этим видом и заманивают туристов на экскурсию по озеру. В прошлый приезд я клюнула на эту приманку. Проблема в том, что обычные туристические маршруты по нацпарку проходят вдалеке от этой видовой площадки. Этот пробел мне удалось восполнить: река плавно огибает величественный зеленый холм в форме огромного конуса, создавая фантастически красивый пейзаж.
Еще одним открытием стал Тиват, который превратился в элитное место для богатых людей. Роскошную марину Порто Монтенегро и городскую набережную буквально распирает от изобилия фешенебельных яхт, элитных ресторанов, бутиков мировых брендов.

Здесь продумана каждая мелочь, даже уличные скамьи вписаны в пространство миниатюрных фонтанчиков. Женщины фланируют в ярких нарядах, не пренебрегая высокими каблуками, а в воздухе словно разлита атмосфера материального благополучия, что для других черногорских городков совсем не характерно. Конечно, и в Тивате полно обычных туристов в шортах и застиранных футболках, но они скорее подчеркивают изысканность окружающего пространства.
В Тивате пришвартована «Черная жемчужина» - вторая по величине парусная яхта в мире стоимостью около 300 миллионов долларов. Она принадлежала российскому миллиардеру Олегу Бурлакову, скончавшемуся от ковида в 2021 году.
В настоящее время идут судебные споры за наследство покойного олигарха.

На территории яхт-комплекса есть небольшой музей с двумя старыми подводными лодками, сохранившимися со времен Югославии. Одна из них - совсем «крошка». Она доставляла грузы, корреспонденцию, использовалась для заброски диверсионных и разведывательных групп. Соседка - более внушительных размеров - была первой субмариной, разработанной и построенной в Югославии.
Неделя в Черногории пролетела как одно мгновение, наверное, потому, что была плотно утрамбована встречами, поездками, прогулками по красивейшим городкам, умопомрачительными пейзажами, пляжными радостями с купанием в удивительно ласковой и теплой для конца сентября Адриатике.

Кстати, в Черногории путешественники должны оплачивать туристический сбор из расчета 1 евро в день. Раньше его можно было оплатить в аэропорту при вылете. Сейчас правила изменились. Если вы остановились в отеле, то владелец гостиницы оформит все формальности. Самостоятельные туристы должны как минимум на следующий день после въезда в страну прийти в один из туристических центров или отделение полиции вместе с владельцем недвижимости, где они остановились, и оплатить турсбор. Это очень неудобно, но таковы правила. Вам выдадут документ, что вы чисты перед законом. Его могут потребовать при выезде из страны. Если вы забыли это сделать, то вас могут оштрафовать на сумму в пределах 240 евро. У меня квитанции так и не потребовали, но, возможно, информация о проведенной оплате существует в электронной базе данных.
Сообщаю я это не просто так. Черногория осталась одной из немногих европейских стран, открытых для безвизового посещения россиянами. Здесь, действительно, прекрасно все – и природа, и архитектура, и море, и цены, и очень доброжелательные, улыбчивые черногорцы.

