22 января 2020, 15:38

Бумажные трудовые книжки в России заменят электронными

В правительстве Карелии рассказали, как будет осуществляться переход на новую форму формирования сведений о трудовой деятельности

О переходе на электронные трудовые книжки рассказали сегодня на брифинге в Правительстве Карелии заместитель управляющего Отделением ПФ России по РК Юлия Ермакова, начальник правового отдела Государственной инспекции труда РК Илья Красновский и заместитель начальника Управления труда и занятости РК Наталья Кушнерова.

Электронные трудовые книжки введены в России с 1 января 2020 года, в связи с внесением изменений в Федеральный закон (№436-ФЗ и 439-ФЗ). До 1 июля работодатели обязаны уведомить об этом в письменном виде каждого из своих сотрудников. Работники, в свою очередь, должны не позднее 31 декабря 2020 года подать заявление о выборе способа формирования сведений о трудовой деятельности — в виде традиционной бумажной трудовой книжки или в электронной форме.

"Работник должен для себя определить, будет ли он перходить на новую форму учета, то есть электронную трудовую книжку, либо продолжает осуществлять все записи о трудовой деятельности на бумажном носителе. О том, что он не желает перейти на электоронный формат, работник обязан в письменной форме сообщить работодателю  до 31 декабря 2020 года",

— рассказал Илья Красновский.

Если сотрудник выберет электронную форму, бумажная трудовая будет выдана ему на руки. В случае, если человек заявляет о продолжении ведения традиционной трудовой книжки, в будущем он также имеет право перейти на электронный формат. В том случае, если заявления от сотрудника в течение года не поступило, работодатель автоматически переводит его на электронную трудовую книжку.

В ситуации, когда работник не имеет возможности до конца 2020 года заявить работодателю о своем выборе (временная потеря трудоспособности, декретный отпуск и т. п.), он сможет это сделать позднее, вернувшись  к работе. 

Переход на электронный формат трудовой книжки, таким образом, является добровольным и будет осуществляться с согласия работников. Выбора будут лишены лишь граждане, которые впервые устроятся на работу начиная с 2021 года — для них все сведения о трудовой деятельности изначально будут вестись в электронном виде. 

Работодатели теперь будут обязаны в случае любых кадровых подвижек предоставлять отчет «Сведения о трудовой деятельности» не позднее 15 числа следующего месяца. Первая дата предоставления отчета — 15 февраля 2020 года.

Принятому на работу сотруднику в электронной трудовой книжке будут делать две записи: о приеме и о его трудовой деятельности на 1 января 2020 года. Предыдущая трудовая деятельность в электронных трудовых отражаться не будет.

Преимуществом перехода на электронный формат трудовой является то, что получить сведения о своей трудовой деятельности работник сможет в любое время в личном кабинете на сайте ПФР или на сайте госуслуг. Кроме того, всегда можно взять выписку на бумажном носителе в офисах ПФР или МФЦ. Работодатель также будет обязан выдавать сотрудникам сведения о работе по их требованию.

По словам заместителя управляющего Отделением ПФ России по РК Юлии Ермаковой, это поможет частично решить проблему "теневой" занятости, поскольку работник сможет проконтролировать, легально ли он трудоустроен.

В числе других преимуществ электронной трудовой Юлия Ермакова назвала сокращение ошибочных и неточных сведений о трудовой деятельности, снижение издержек работодателей на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек, использование данных трудовой книжки для получения государственных услуг, высокий уровень безопасности и сохранности данных и дополнительные возможности дистанционного трудоустройства.

Сведения, которые будут указываться в электронной трудовой, практически идентичны тем, которые содержатся в бумажной версии, за исключением данных о наградах и образовании работника. Поскольку эти сведения размещены в открытых источниках, в электронной трудовой книжке их не будет.

Перечень сведений, которые указываются в электронной трудовой книжке, следующий: место работы; период работы; должность, специальность, профессия, квалификация; причина увольнения; основание для формирования записи (приказ, распоряжение); СНИЛС работника, сведения о заявлении работника по выбору формата трудовой книжки; код выполняемой работы (заполняется с 2012 года).

Сейчас в республике активно проводится информационная компания по разъяснению гражданам порядка введения новой системы формирования сведений о трудовой деятельности. Всех, кто хочет лучше разобраться в этом вопросе, приглашают на семинар, который пройдет в зале Отделения Пенсионного фонда по РК (ул. Кирова, 23) 29 января в 15.00.