05 февраля 2019, 08:00

В Карелии все труднее стало сдерживать рост цен на хлеб и выпечку

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 5 февраля в 1999 году.

В министерстве сельского хозяйства Карелии 20 лет назад собрались все главы государственных предприятий, производящих хлеб. Говорили про зерно, цены, хлебные запасы и государственные дотации на этот продукт первой необходимости. Когда-то Россия кормила своим хлебом пол-Европы. Ну а в конце 90-х европейское содружество кормило одну-единственную Россию. Так, например, были предварительно оговорены объемы гуманитарной помощи. Под ней имелись в виду поставки зерна: 35 тысяч тонн пшеницы, из них 20 тысяч — зерно стран ЕС, 15 — США. А также небольшое количество кукурузы, сои, риса, сухого молока и мяса. С главами хлебных предприятий говорили подробно. И основной лейтмотив беседы — это сдерживание цен на продукт первой необходимости.

Заместитель председателя правительства Б.Г.Житний сообщил: «Каждый из вас должен ориентироваться на то, что если мы вот сейчас обеспечим сдерживание роста, то потом в экономике каждого предприятия вы потом догоните то, что потеряете, что будет во благо жителей республики будет сделано». Говоря русским языком — обещал компенсировать затраты. При этом Борис Григорьевич указал, что зерно гуманитарное, а значит, и цены не рыночные. Но у хлебопеков своя калькуляция. Цены на муку диктовал в Карелии Кондопожский комбинат. А все другие источники и вовсе требовали предоплату. В среднем один вагон зерна обходился в 130 тысяч рублей. Если добавить сюда расходы на транспорт и топливо, то хлеб становился воистину горьким. А сдерживать цены на выпечку было тяжело. Директор Петрозаводского хлебокомбината Алла Шорохова отметила: «А учитывая, что в себестоимости буханки хлеба сырье и транспортные затраты составляют 70%, то как бы мы ни хотели, а цены придется повышать». После кризиса августа 1998 года хлебопекам пришлось очень нелегко, ведь народ запасался хлебом впрок, закупая по 50 буханок за раз. При этом главы заводов сослались на долги предприятий торговли, военных и детских учреждений. Все знают, что хлеб — продукт первой необходимости. Но никто не дотировал хлебную отрасль. Но, впрочем, сухари сушить не призывали. «На 2 месяца мы обеспечены. Поэтому ажиотажа и проблем вокруг этого быть не должно», - приказным тоном заявил Житний.

После совещания Борис Житний подвел его итоги, заявив, что повода для паники нет. Имевшегося в Карелии зерна должно было хватить месяца на полтора. А дополнительных 35 тысяч тонн из-за границы, которые собирались завезти в начале марта, хватило бы до следующей осени. Кроме того, вели переговоры с Финляндией. «Дела не идут плохо, просто мы ведем переговоры по многим направлениями сразу», - подчеркнул Житний. Когда журналисты припомнили обещания правительства не допустить кризисной ситуации, заместитель председателя сослался на итоги урожая: «Вы же понимаете и знаете, что Карелия не производит зерно. Когда итоги урожая 1998 года стали очевидны, тогда мы сразу стали работать — и с правительством России, в том числе обратились в правительство Финляндии. Тут надо иметь несколько вариантов, чтобы не случилось неуправляемой ситуации». Главная задача, которая стояла перед правительством, это удержать цены на муку на Кондопожском комбинате. А с директорам предприятий, выпекающих хлеб, по словам Житнего, о единой ценовой политике договориться удалось. Зато выяснилось, что несмотря на крайнюю степень изношенности оборудования на большинстве предприятий директора не предоставляли в министерство заявок на реконструкцию. И в результате не один из хлебозаводов не попал в республиканскую инвестиционную программу на 1999 год.

И в тот же день на Петрозаводском хлебозаводе была введена в действие современная технологическая линия по производству хлебобулочных изделий. Это событие стало началом модернизации этого старейшего в городе предприятия. По такому случаю на хлебозаводе собрались представители власти и СМИ. Журналистов в основном интересовал процесс выпечки хлеба на новом оборудовании, которое доставили к нам из Канады и смонтировали буквально за месяц. После всех торжественных речей генеральный директор хлебозавода Владимир Собинский

продемонстрировал собравшимся возможности нового оборудования, которое было способно выпекать до 300 килограммов хлеба в час при температуре 235 градусов. Все операции выполнял один контролер. Тогда это была единственная в республике подобная линия, и ее смело можно было назвать мечтой всех хлебопеков. Кстати, судя по заверениям директора завода, модернизация не должна была повлиять на рост цены на хлеб.

Таким было 5 февраля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.