Родители, надеясь отправить дитя в лагерь, намаялись в жутких очередях

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 18 мая в 1999 году.

Не так давно мы уже рассказывали в нашей рубрике, сколько 20 лет назад стоило отправить ребенка на летний отдых. Существовала система льготных путевок, однако получить эти путевки могли далеко не все желающие. И не только потому, что количество путевок ограничено. Чтобы получить льготную путевку, родители занимали очередь в отдел семьи и детства комитета социальной защиты мэрии в пять утра. В длинной очереди на ул. Куйбышева, 20 в основном стояли те, кто попал в категорию малообеспеченных семей. Для летнего отдыха таких детей город в 1999 году выделил всего 80 льготных путевок. В надежде получить одну из них люди были готовы стоять хоть всю ночь, номера писали на руках.

Как утверждали работники отдела семьи и детства, такие очереди возникали у них постоянно, так как кроме путевок пяти сотрудникам приходилось выдавать талоны на продукты, распределять гуманитарную помощь и оформлять документы. Начальник отдела О.М. Дорохова пояснила: «У нас не развита сеть социальных учреждений. Если другие комитеты имеют своих учреждения, подведомственные, через которые осуществляется их работа, то у нас с детьми в городе работает практически два социальных учреждения: это приют и центр на Древлянке для детей-инвалидов. Естественно, социальные проблемы сейчас очень обширны, и силами нашего отдела, который, в общем-то, управленческий, их не решить».

Кроме малообеспеченных в республике было достаточное количество детей-сирот и инвалидов, которым тоже нужно было бесплатно отдохнуть в местных летних лагерях. Однако из-за финансовых проблем сделать это смогли не все, кому положено, а только 1 050 человек. Специалист отдела М.В. Егорова добавила: «В чем проблема организации именно летнего оздоровительного отдыха в этом году? В том, что по постановлению Фонда социального страхования в прошлом году предусматривались деньги на отдых детей из малообеспеченных семей и детей-сирот, то есть категории особо нуждающихся, то в этом году таких денег не будет. То есть деньги будут отданы на отдых детей работающих родителей». 200 детей таких родителей смогли отдохнуть в том году на юге, а для всех остальных ребятишек, находящихся под особой опекой государства, по месту жительства организовали лишь бесплатные столовые. На эти цели Министерство соцзащиты выделило 500 тысяч рублей.

Работников социальной сферы понять можно — работа у них не только сложная, но еще и вредная. Даже техника не выдерживала! Весной 1999 года в республиканских органах соцзащиты вышло их строя 46 компьютеров. Потому что за краткий промежуток времени они вынуждены были три раза пересчитывать пенсии. Об этом на пресс-конференции рассказал министр социальной защиты республики Николай Черненко, посетовав на то, что министерство точно исполняет букву закона, а его еще и критикуют. «Мы никогда еще, давно в 1992-93 годах, если вы помните, что у нас было жуткого с нашим пенсионным обеспечением, но даже тогда мы не переживали того, что мы пережили в этом апреле. Когда нам нужно было за 20 дней сделать сразу три перерасчета», - жаловались сотрудники. Процесс нескольких перерасчетов отнял у сотрудников министерства много сил. Но не это тревожило главу министерства и его замов. Как бы тщательно ни исполняли они так называемый закон № 113, находились злые языки, способные внушить пенсионерам, что их якобы обманывают на местном уровне. А ведь тогда они и впрямь немало сделали для того, чтобы пенсии выдавались день в день, буквально еще за год до этого старики ожидали свои копейки по три месяца и выходили на акции протеста.

«Конструктивная работа сотрудников соцзащиты сталкивается сегодня с какой-то непонятной реакцией отдельных людей. Это связано с тем, что якобы неправильно органы соцзащиты читают федеральный закон», — возмущался министр. Сотрудники министерства понимали, что прожить на минимальные пенсии, которые увеличились всего до 304 рублей, очень трудно. А, следовательно, провокациями легко можно поднять пенсионеров на борьбу, к чему им не привыкать. «В условиях, когда пенсия перестала быть основным защитным механизмом пенсионера, конечно, поднять их на это очень просто», — заявил Николай Черненко, отметив, что политика некоторых депутатов, которые толкают пенсионеров в суд защищать свои пенсии и требовать перерасчетов, это провокация. Закон, какой бы он ни был (а сами члены министерства соцзащиты признавали, что он далек от совершенства), исполняется ими буква в букву. Более того, избран, если можно так выразиться, наиболее выгодный для пенсионера вариант прочтения закона. И сейчас, как сказал глава министерства, пенсионер, требующий в суде новых перерасчетов, обрекает свою пенсию на хоть и незначительное, но уменьшение. Всего этого, видимо, не знали ни наши депутаты, ни думские, которые сначала рождают законы, а потом остаются недовольны их исполнением.

Старики тем не менее больше верили своим избранникам, чем Пенсионному фонду. Уже более тысячи обращений поступили в суд только в Петрозаводске, что заставило Николая Черненко резко высказался: «Люди, которые не разбираются в вопросах назначения пенсий, позволяют себе судить о том, что пенсия неправильно назначается. Ни разу не побывав в органах социальной защиты». Успокоить пенсионеров сотрудники министерства могли лишь тем, что в ноябре пенсии вновь поднимут на 15%, а их выплаты будут происходить в срок (буквально еще за год до этого о таком не приходилось и мечтать).

Таким было 18 мая ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.

Фото: 56orb.ru