СМС от Пушкина. Исторический труд поэта лег в основу симфонии
Текст и фото: Хельга Белянцева
Как можно заказать симфонию? Таким вопросом 8 ноября задавались журналисты на пресс-конференции, посвященной мировой премьере симфонии «Осударева дорога», которая должна на днях состояться в Санкт-Петербурге.
Композитор Александр Чайковский создал это произведение по заказу Карельской государственной филармонии. Это стало возможным благодаря проекту «Край, разбуженный Петром», посвященному 350-летию со дня рождения первого российского императора. На его реализацию Министерство культуры РФ выделило филармонии 8,5 миллионов рублей.
Первыми исполнителями симфонии стали симфонический оркестр Карельской филармонии под управлением заслуженного артиста РК Анатолия Рыбалко, мужской камерный хор Карелии (дирижер Алексей Умнов), мужской хор Вологодской областной филармонии имени Гаврилина (дирижер Михаил Гоголин). Соло на баяне в оркестре исполняет заслуженный артист Карелии Михаил Тоцкий.
Александр Чайковский, который приехал в Петрозаводск, чтобы поучаствовать в репетиционном процессе, присутствовал на пресс-конференции. Он назвал свое сочинение «не совсем тривиальным по форме и по существу». По его словам, Карельская филармония заказала ему большую симфонию, и он с удовольствием взялся за эту работу. И только после этого выяснилось, что произведение должно быть связано с именем Петра I.
«Я понял, что это задача совершенно иного объема и трудности, — говорит Александр Чайковский. — Но, поскольку я к Петру отношусь положительно, я согласился».
«Осударева дорога» — название, которое «подсказал» композитору Михаил Пришвин, написавший одноименный роман-сказку. Смысл здесь, скорее, символический — симфония посвящена большому пути Петра I как государственного деятеля.
Для того чтобы наполнить произведение нужным содержанием, необходимо было использовать хор. Композитор стал искать слова, которые можно было бы положить на музыку.
«И тут случилось то, чего я не ожидал, — отметил маэстро. — Потому что, кроме «Медного всадника» и поэмы Ломоносова, очень много произведений о Петре I. Но, когда я стал искать, то увидел, что в основном все русские поэты его нещадно ругают».
К счастью, композитор вспомнил о незаконченном историческом труде А. С. Пушкина «История Петра I». Он представляет собой отрывочные заметки, расположенные в хронологическом порядке. Александр Чайковский говорит, что после прочтения этого сочинения фигура Петра предстала перед ним совсем в другом свете, чем он представлял по фильмам. Композитор взял из текста отдельные тезисы, которые и положил на музыку.
По словам главного дирижера симфонического оркестра Карельской филармонии Анатолия Рыбалко, хор в симфонии дает слушателям направление для мыслей, которое затем развивает оркестр. Каждый зритель сможет услышать в музыкальном произведении что-то свое.
Художественный руководитель Мужского хора Карелии Алексей Умнов на вопрос журналиста о том, насколько органично будут звучать в симфонии выдержки из публицистического произведения, ответил, что никаких трудностей с исполнением такого рода текста хор не испытывает.
Замдиректора Карельской филармонии Татьяна Талицкая отметила, что для современного слушателя подача информации в форме коротких сообщений даже более привычна.
Мы словно услышим СМС, которые отправляет нам Пушкин, рассказывая о Петровской эпохе.
Татьяна Талицкая также назвала большой удачей то, что филармонии удалось «найти для реализации гранта такого союзника, как Александр Чайковский — композитора отнюдь не средней руки».
Сам композитор заметил, что для создания такого большого сочинения времени у него было совсем немного. Зимой этого года он получил заказ от филармонии, и уже к 20 мая была завершена работа над партитурой.
О том, что из этого в итоге получилось, будут судить слушатели. 11 ноября премьера пройдет в зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, а 11 ноября в большом зале Карельской филармонии (6+).