ФСБ уточнила, какие устройства нужно считать шпионской техникой
В прошлом году было заведено уголовное дело против фермера из Курганской области, который купил в интернете GPS-маячок, чтобы следить за коровой. Дело было прекращено после вмешательства президента России Путина после жалобы на пресс-конференции. Наказание можно получить и за покупку солнцезащитных очков с видеокамерой, и за ручку с диктофоном.
Законопроект ФСБ опубликован на сайте проектов нормативных актов, в случае принятия поправки будут внесены в уголовный и административный кодексы. Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, в поправке описаны весьма широко.
Это приборы, системы, комплексы, устройства, специальный инструмент и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств, независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя)»,
— говорится в документе.
Пока что в российском законодательстве не было прописано, что такое шпионское оборудование. Что относить к нему во многих случаях решала сама ФСБ. В пояснении к документу отмечается, что юридическое определение шпионской техники позволит предупредить правонарушения, связанные с оборотом спецсредств для слежения.
ФСБ считает, что предлагаемое ею определение шпионского оборудования «является исчерпывающим» и позволяет отличить такое оборудование от бытовой техники. Наказание за использование шпионского оборудования ФСБ менять не предлагает. По статье 138.1 уголовного кодекса (незаконный оборот технических средств, предназначенных для негласного получения информации) предусмотрено наказание в виде штрафа до 200 тысяч рублей или лишения свободы на срок до четырех лет.
А по административной статье — это статья 20.23 КоАП — грозит штраф от 2000 до 2500 рублей с конфискацией запрещенных технических устройств. Уведомление о разработке документа было опубликовано в середине июня для общественного обсуждения. Однако, как следует из сводки предложений по итогам общественного обсуждения проекта, ни одно предложение учтено не было.