13 сентября 2017, 08:00

ФСБ сообщила, что на предприятиях Карелии разглашают гостайны

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 13 сентября в 1997 году.

Что такое государственная тайна, и как с ней нужно обращаться, объясняли осенью 1997 года журналистам в Федеральной службе безопасности Республики Карелия. Пишущая братия, собранная на пресс-конференцию в малом зале управления ФСБ, поглощала информацию под пристальным вниманием «Железного Феликса» - картины на стене. Журналистам поведали об усилении активности иностранных спецслужб за последние годы. И о том, как госбезопасность препятствует разбазариванию секретной информации. Особый интерес вызвал представленный список предприятий и организаций, на которых в конце 90-х за 4 года были выявлены нарушения режима секретности. Среди нарушителей: акционерные общества «Кареллеспром» и «Карелгаз», Петрозаводский механический завод, а также большинство леспромхозов республики. В частности последние допустили нарушение сохранения государственной тайны, касающейся военно-мобилизационных заказов. Однако самым виноватым за 1997 год было признано архивное управление республики, где был утрачен документ особой важности. По этому факту даже было возбуждено уголовное дело. В целом же явных шпионских происков на территории Карелии не было зарегистрировано. В большинстве случаев, когда государственная тайна подвергалась опасности, на лицо было обычная халатность. Кстати, по каждому случаю нарушений наша служба безопасности обращалась в Москву, в комиссию по вопросам государственной тайны при Президенте России. Которая в свою очередь информировала, является ли та или иная информация секретной. Большинство нарушителей режима секретности понесли за это административную ответственность. Кстати, в розданных журналистам бумагах содержалась выдержка из документа эпохи Петра Первого, согласно которому «раскрывшему государственную тайну грозила смерть или вечная на галеры ссылка с вырезанием ноздрей и отнятием всего имения». Все это недвусмысленно намекало на последствия куда более серьезные, чем административные меры. Судя по изложенному на пресс-конференции, выражение: «болтун — находка для шпиона» актуальности своей терять, похоже, не собиралась.

Важная информация представляет немалую ценность. Однако, тогда как тайное всегда со временем становится общедоступным, есть ценности, которые стоимости своей не теряют. Например, золото и серебро. В банк «Возрождение» в сентябре 1997 года поступила новая партия золотых и серебряных коллекционных монет. Среди них были как маленькие (в несколько граммов), так и гиганты в один килограмм весом. За подобную монету желающим приходилось выложить более трех миллионов рублей. Если же вы не заядлый коллекционер, а просто заинтересованы в сохранении своего капитала, то банк предложил бы вам приобрести специальные инвестиционные монеты, стоимость драгоценных металлов в которых близка к цене золота или серебра в слитках. Инвестиционные монеты обладают статусом валюты и не подвержены влиянию времен и экономических неурядиц. Это ли не главное их достоинство?

Таким было 13 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1997 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности