Владимир Ларионов: «Женщины такие же вредные, как раньше»

08 марта 2017, 13:45
Вальс с известным карельским фотографом и истории его женских портретов.

Хороший подарок к 8 Марта сделал известный карельский фотограф Владимир Ларионов – выставку, посвященную женщинам. С Владимиром мы знакомы около года, с его работами – дольше. Я видела его пейзажи, репортажи, но женские портреты – это другая история. Думаю, каждая дама хочет оказаться по ту сторону объектива этого фотографа. Интересно посмотреть на тех, кому довелось. А довелось многим: уже полвека Владимир запечатлевает жизнь вокруг с помощью фотоаппарата.

Мы договорились встретиться на выставке – на втором этаже филармонии. Поднимаюсь – картины расположены вдоль стены парами: одни прислонены к стене, другие просто на полу. Еще не развесили. Владимир меня встречает: «Уже пришла?» Здороваюсь, говорю, что вопросов у меня много.

– Зачем много? – удивляется Владимир. – Я не писатель, я фотограф.

Начинаем разговор о выставке…

– Накопилось много хороших картинок про женщин, и 8 Марта наступает. Решил назвать «Женщины прекрасны» и открыть – все просто, – поясняет Владимир, – быстро наклеил фото и вставил в рамки, даже без стекол – и все дела.

–  Раз уж выставка посвящена женской красоте, – продолжаю я...

– Просто женщинам, необязательно красоте, – перебивает Владимир.

Я смотрю недовольно и вопросительно.

– Нет, конечно, женщины прекрасны! Все красивые! – добавляет фотограф.

Выясняю, что никакого секрета в поиске «того самого» кадра у Владимира нет:

– Все же просто: иду, смотрю, снимаю, и все.

Подходим к фотографиям у стены и начинаем их разглядывать.

– Вот девушка лезет на глыбу льда. Ни за что не подумаешь, что фото сделано в центре Петрозаводска. На набережной рядом с ротондой, – начинает Владимир.

Иногда увиденное нужно подкорректировать, самому создать кадр.

– Вот, например, роженицы с младенцами. Они стоят и не знают, что делать. Я говорю: «Да хоть в лобик поцелуйте, чтобы картинка получилась». Ну вот, так стало веселей.

Идем дальше.

– Проводница. Вроде все красиво. Но нужно обыграть: буквы РЖД, цвет формы…  Я гонял ее несколько раз туда-сюда, в итоге все совпало: рука поднялась параллельно линии на вагоне, и снимок стал динамичным, и она хорошо вышла.

Подходить к незнакомым людям Владимиру легко.

– У меня нет проблемы. Трудно разве с народом заговорить?

Стремительно продолжаем наш обзор.

– «Четыре грации» — как было, так и есть. Три грации – экспонаты на выставке, и колоритная  женщина спиной – четвертая.

– А вот парад на «Гиперборее». Смотрю – девушка красивая, говорю: «Подыграй мне!» Она послала воздушный поцелуй – хороший кадр готов!

– Вот девушки полуголые стоят. Девушки сами по себе – ничего особенного. Если бы не этот мужчина справа, картинка бы не состоялась.

– Баба Нюра из небольшой деревни в Водлозерском национальном парке. Идем по улице – вижу колоритных бабушек. Говорю: «Стойте! Поговорите между собой». Они начали говорить, и там все кадры получились интересные. Любая старушка фотогенична, по большому счету.

– В Индии. Увидел красивых девушек и говорю: «Стоп, стоим на месте и просто беседуем!». Английского у меня никакого, но тем не менее. Какая красота эти сари! Индия – рай для фотографа. На каждом шагу грязь сумасшедшая, но все улыбаются, смеются, все довольны. Когда ты снимаешь человека в упор, они все просят милостыню. Неудобно ничего не дать. Я разменял деньги по 10 рупий и раздавал.

– Конкурс «Краса России» в Петрозаводске. Обычно проводится в Москве, а тут проходил у нас на открытой сцене, где День города обычно отмечают. Было, кстати, очень клево.

– Знаешь известную художницу – Тамару Юфа?  У нее есть внучка – Тоня Юфа. Она ярко выглядит, но к себе фотографов не подпускает. Мне тоже не разрешает фотографировать, но я все-таки поймал момент.

Входит помощник Роман со стремянкой. Начинаем вешать картины, теперь наш разговор перемежают слова «ниже», «выше», «прижми», «вяжи». Роман смело раздает мне команды, и я иду расставлять картины так, чтобы они не мешали перемещению его стремянки. Пока мы втроем вешаем работы, я продолжаю расспрашивать.

Владимир регулярно фотографирует на конкурсах красоты, на нашем портале тоже есть его фоторепортажи, из последнего – конкурсы «Мисс Петрозаводск» и «Мисс Карелия» этого года.

– На конкурсах красоты самое интересное не то, что ты из зала снимаешь,  а когда уходишь за кулисы, там другая жизнь, она более интересная и настоящая. Кто-то ревет, кто-то красится, кто-то еще что. Вот фото Светланы Королевой, она стала «Мисс России» в 2002 году. С ее родителями мы были знакомы семьями. Она подала заявку на конкурс, но не хватило фотографий, нужно было срочно сделать три снимка. Я сделал, и ее допустили до участия.

Уже на конкурсе ей сделали макияж, она звонит матери в Петрозаводск в слезах: «Такой сделали макияж, что выгляжу как старуха». А мама советует ей все смывать и краситься самой. Так и сделала. И победила.

Из разговора понимаю, что Владимиру больше нравится, когда женщины выглядят естественно и радостно: «Улыбаются, не серьезные и не плачут».

Пытаюсь выяснить, как менялись девушки на конкурсах красоты за время его работы, но Владимир говорит – это вопросы к жюри.

– В любое время девушки на конкурсах красоты красивы. Тем более, когда смотришь из зала.

Спрашиваю, случалось ли, что фотосъемки перерастали в знакомство. Случалось – так познакомился со своей женой Ириной почти 45 лет назад.

– Работал фотографом на телевидении, тогда новости шли на кинопленке и на фотографиях с текстом. Она училась на дошкольном отделении. Был юбилей, и я пришел делать репортаж. Она мне приглянулась, и я ее поснимал — интересные были портреты. Она, наверное, тоже была неравнодушна ко мне, улыбалась, разрешала себя фотографировать. Потом были еще съемки, я принес ей несколько фотографий, ну и завязалось, и поехало…

О жене Владимир говорит охотно. Чувствую – сейчас будут истории.

– В Дубае мы отмечали юбилей – 40 лет вместе. Заказали тур в столицу, фуршет в отеле «Хилтон». По дороге на фуршет заглянули на смотровую площадку. Обалденный вид! Я там задержался, так что когда пришли к столу – народ уже все смел, ничего не осталось. Только креветок немного.

Фотографий жены у Владимира много.

– Ну а почему жену не снимать, если она рядом. Я ее снимаю не специально, а в жизни: с внуками, на даче. На день рождения мы собираемся дома семьей и смотрим хорошие фотографии именинника.

Пробежав глазами по ряду картин, я удивилась, не приметив портрета Ирины. Но Владимир говорит, что она здесь, конечно, есть. Смотрю внимательней. А вот – Ирина в Дубае занимается йогой. Красивейший кадр!

Владимир предлагает в следующем году сделать выставку фотографий жены: «Модель всегда под боком. Я снимаю ее хорошо». Запоминаю.

За дверью в зале идет репетиция, играет вальс.

– Умеешь вальс танцевать? Давай проверим! – неожиданно подхватывает меня фотограф, мы танцуем, я смеюсь. Роман на стремянке даже не ворчит, что работа идет медленно, предлагает идти танцевать чуть ли не на сцену.

Останавливаемся, Владимир спрашивает, нравится ли мне выставка. Говорю, что нравится.

– Громче! – смеется Владимир.

Глядя на фотографии, которые постепенно повисают в воздухе на тонких нитках под нашим не самым внимательным руководством, понимаю, что за каждой из них – история. Иногда ее необязательно знать, можно самой додумать. Настолько настроенческие эти пойманные моменты и эмоции.

– Как сфотографировать, чтобы через фото передать характер человека, его душу? – спрашиваю я.

– Нужно иметь доброе сердце, – лаконично отвечает Владимир.

Из разговора дальше узнаю, что некоторые снимки требуют обработки, но небольшой, а девушки  всегда придирчивы и почему-то не нравятся себе на фотографиях.

– Все люди могут быть в какой-то момент ужасными и в какой-то момент прекрасными. Каждый по-своему красив, надо только поймать этот момент, когда он красив, – говорит фотограф.

– И у вас получается? – спрашиваю, но больше соглашаюсь я.

– А что, нет, что ли? – улыбается Владимир.

Мне хочется еще послушать истории, поэтому периодически мы отбегаем на пару минут от стремянки и смотрим на фотографии, до которых наша стремянка еще не добралась.

– Вот две девушки были счастливы, когда я их фотографировал. Я им говорю: «Kiss, please!» Они и поцеловались, эта работа была на выставке поцелуев в прошлом году. А здесь просто веселятся, кривляются. Ну а парень на них смотрит, ему пришлось немного прическу подретушировать.

Я не удерживаюсь от классического вопроса о любимом кадре.

– Любимого кадра нет — я их все люблю, это все мои дети, – смеется Владимир.

Кстати о детях, на выставке есть фото со свадьбы младшей дочери.

– Здесь я всего-навсего сказал «Девочки, пошепчитесь», жених посмотрел в их сторону – появился кадр.

Вспомнив старые черно-белые портреты женщин, сделанные Владимиром, я спрашиваю, как меняются женщины.

– Женщины меняются? Нет, такие же вредные, как раньше. Меняется мейк-ап, мода, а женщины – нет. Женщины для меня красивы во все времена.

Больше расспрашивать мне не хочется, после таких слов  зачем еще что-то? Еще раз смотрю на фотографии и собираюсь уходить.

– Жизнь, она разная. Каждый ее момент. Вот здесь и сейчас интересная ситуация, просто некому ее снять: Рома залез на стремянку, а мы здесь внизу говорим, – подмечает Владимир.

 А жаль. Тогда я фотографирую Владимира, Роман со стремянки просит его тоже запечатлеть. Я вижу, что некоторые фотографии из-за нашего разговора повешены неровно — извиняюсь, мол, вы же позвали в это время. Владимир смеется: «Ты сама напросилась». И хорошо, что напросилась. Я желаю поскорей закончить работу, благодарю за интересный разговор и выхожу на улицу. На улице весна, в голове играет вальс.

С праздником, милые дамы! Довелось вам попасть в объектив Владимира или нет – обязательно загляните на выставку на втором этаже филармонии. Там много красоты и жизни в ее самых разных ракурсах и настроениях.

Яна Козьмина's picture
Автор:

Окончила филфак ПетрГУ. Учится играть словами, любит интересные детали и стремится к легкости слога. В людях ценит силу воли, доброту и самоиронию. Себе с уверенностью приписывает последнее. Настоящее удовольствие получает от хорошей музыки, чашки вкусного чая и компании остроумного собеседника. Находится в активном поиске любопытных историй.