Как карельскому водителю работается дальнобойщиком в Америке

07 июня 2017, 09:04
Петрозаводчанин Сергей Нельсон двадцать лет назад обосновался в США. Как ему работается на колесах и отдыхается под водой. Удивительная судьба!

С бывшим петрозаводчанином, а ныне жителем калифорнийского города Форт Брагг свел случай. В группе в социальной сети нашего портала «Петрозаводск говорит» Нельсон разместил фото автобуса и комментарий, в котором с гордостью написал:

Таких красавцев - «Икарус -180», белых, с красной полосой посередине, в 1972 году в Петрозаводске было всего два, их еще быстро прозвали "гармошками". Одним из них, с бортовым номером 193, управлял мой дядя Гена.

По воскресеньям его можно было дождаться на остановке у кафе "Юность", сесть в кабину и кататься целый день по маршруту №15 «Телецентр – Тяжбуммаш». А еще дядя Гена разрешал мне объявлять в микрофон остановки. И хотя я всегда волновался, голос у меня был звонкий. А пассажиры по ошибке принимали его за женский, удивлялись, подходили к кабине и говорили: «Как же так, водитель мужчина, а остановки объявляет женщина…».

Судьба автобуса трагична. В 1975 году, припаркованный на конечной остановке Телецентр, он неожиданно покатился под горку, ударился в жилой дом, сбив газовый баллон, и загорелся. Дом и автобус сгорели дотла.

Секрет был прост: мальчик сидел на низком откидном стульчике и его было совсем не видно с улицы. А еще можно было сесть на сиденье кондуктора и подавать сигнал для закрытия дверей специальным звонком, спрятанным под сиденьем. Кондукторов на этом маршруте не было, и сиденье использовалось как самое обычное - для пассажира.

Вот так с детства дядя Гена, звали которого на самом деле Энок Энокович, и привил племяннику любовь к профессии водителя. На всю жизнь. Позже, когда они оба перестали быть «автобусниками», их пути соединились в Учебно-курсовом комбинате. Сергей – снова ученик, дядя Гена – его инструктор, на этот раз на ЗИЛ-130 с прицепом.

И сегодня, плавно покачиваясь в пневмокресле магистрального грузовика Петербилт 579, посматривая в зеркала своего автопоезда, я вспоминаю и старенький 130-й, и красавца Икарус-180, вижу дядю Гену - молодого, сильного и здорового...

Сейчас мы подъедем с ним к улице Мурманской, он выпустит меня на остановке, и я побегу к нему домой спать, а дядя Гена поедет дальше по ночному Петрозаводску...

Позже Сергей окончил железнодорожный техникум, отслужил в армии, получил высшее образование в ПетрГУ и волей счастливого случая (будучи студентом, женился и перешел на заочное отделение) снова оказался за рулем. Только сейчас колесит не на автобусе – на Петербилт 579, и не по российским дорогам – по американским. Профессия на всю жизнь!

На родину деда
За океан Нельсона привела драматическая судьба его деда, американского финна, председателя финской социалистической партии Энока Нельсона. Одержимый идеей социализма, молодым дед уехал из Калифорнии в Советский Союз помогать строить новое государство. Завел семью, доработал до должности директора Ухтинского промкомбината. А потом пришла беда.

Поздно вечером 20 января 1938 года семья Нельсонов, муж, жена и трое маленьких детей, собиралась спать, в то время как на пороге неожиданно выросли люди в штатском и с оружием в руках - главе семейства было приказано собираться. Старший из трех сыновей, 11-летний Женя, кинулся к отцу.

Энок Маттиас Нельсон. Председатель финской социалистической партии, Форт Брагг, Калифорния, США.

- Папа, кто эти дяди? Что случилось? – путая английские и финские слова, закричал он. Человек маленького роста схватил его за шиворот и резко отбросил в сторону, прямо на качалку, о которую мальчик разбил себе коленку.

В 2005 году, когда Евгения Эноковича Нельсона не стало (жил он в Санкт-Петербурге), средний брат, петрозаводчанин Виктор Энокович Нельсон в его архиве нашел рассказ "Как арестовывали моего отца. Воспоминания 11-летнего подростка". Без содрогания читать этот рассказ невозможно.

В ту ночь своего любимого отца дети видели в последний раз. В 1957 году семье выдали лживое свидетельство о смерти, в котором были искажены дата смерти и ее  причина. В подлинном свидетельстве о смерти, выданном в 1990 году, значилось: "Причина смерти - расстрел". Расстреляли его в Сандормохе.

В августе этого года Сергей Нельсон привезет из Форт Брагге в Сандармох горсть земли с фамильного ранчо своего деда, так свято верившего в идеи социализма, приехавшего помогать строить его в Советский Союз и получившего в чужой стране смертельную пулю.

Своего деда Сергей Нельсон стал искать спустя полвека, в лихие девяностые:

В 1989-м я начал свои походы в открывшиеся тогда архивы, стал давать объявления в американские газеты, нашел прямых родственников, которые по-прежнему жили в том самом городке Форт Брагг в Калифорнии, куда так и не вернулся мой дед.

Потянуло в те места, откуда мои корни. В Америку засобирался с твердым намерением быть водителем. Родственники, коренные американцы, поначалу отговаривали, мол, сложно, ничего у тебя не получится. Но я твердо шел к намеченной цели, - продолжает свой рассказ «российский американец».

Родительский дом.Туннельный Холм,Калифорния, США. 1903

Выехать за океан в то время было непросто. И по эту сторону границы Нельсон чуть было не остался одним росчерком пера. Он написал рапорт о выезде в США тогдашнему заместителю внутренних дел Карелии, где тогда служил. Тот со словами «Я там никогда не был, и ты не будешь» в визе отказал.

Но, как оказалось, не на того напал. На следующий день Нельсон постучался в кабинет к министру МВД Карелии Владимиру Сидорову. Рассказал, что он потомок американских финнов и по роду службы допуска к секретным документам не имеет – министр рапорт подписал. Так Сергей Нельсон оказался на родине своего деда, в калифорнийском Форт Брагге.

С ветерком по американским дорогам
Перед своим отьездом за океан Нельсон и не представлял, сколь сложным будет процесс легализации в чужой стране. С пятилетним сыном в Америке он оказался без языка и жилья, но с долгосрочными планами и мечтами. Поступил в вечернюю школу, стал изучать английский –постепенно накапливал запас слов и учился строить предложения. Ну и, конечно, зарабатывал на жизнь:

Сначала были небольшие грузовички и грузовые микроавтобусы, не требующие «коммерческих» прав, пока наконец я не поступил в автошколу - пришлось учиться заново. В 2001 году окончил Western Pacific Truck School, получив все категории - Endorsements.

В Америке много лет он уже работает наемным дальнобойщиком.

Выражаясь образно, экватор объехал несколько десятков раз. Говорит, работа водителем дает уверенность в завтрашнем дне, это его стихия и счастливый билет.

Тем, как работается водителем в Америке, Сергей делится в своей группе в социальной сети «Русский водитель в Америке»:

В своей нынешней компании я работаю 12-й год. Поначалу работа казалась тяжелой, рейсы - только ночные, хотя не очень далекие, и гарантированно одна-две ночи в неделю дома.

После 3-месячного испытательного срока компания начала оплачивать медицинскую страховку, затем появились 5 оплачиваемых «больничных» дней. Через 3 года заработал на первый оплачиваемый отпуск. Сейчас отпуск составляет 3 недели. Это  средний отпуск в США.

Кроме того, компания подключила меня к своей программе «Profit sharing» и каждую неделю начисляет по 75 долларов в мой пенсионный фонд. Раз в год я получаю отчет о том, какая сумма накопилась на этом счете. Счет этот независимый и полностью защищен от любых коллизий, включая банкротство компании. При увольнении эти деньги можно будет перевести в любой другой негосударственный пенсионный фонд.

7109 долларов - столько компания заплатила за мою медицинскую страховку. В 2016 году эта сумма составила уже $11 530 74. Кроме того, все наемные водители обязательно страхуются компанией от любых несчастных случаев на работе, будь это серьезное ДТП, легкий вывих или ушиб. Компания оплатит все, включая вашу обязательную медкомиссию.

 

Зарабатываю я 62 тысячи долларов в год. На канале Youtube можно найти сотни хвастливых заявлений от водителей, работающих «на себя», о зарплате и в 100, и в 150 тысяч в год. Буду реалистом, к тому же с опытом, а главное, с документальными доказательствами. Итак, в месяц зарплата до вычета налога получается примерно $5225, после вычета - $4180.

Много это или мало? Денег никогда не бывает много. Этого хватит на то, чтобы купить дом и обеспечить семью всем необходимым. Немного останется на увлечения или путешествия по миру.

Оплата в разных компаниях осуществляется по-разному. Кто-то платит за пройденную милю, кто-то - за отработанный час, кто-то - за вес перевезенного груза, в моей компании оплачивается рейс, так называемый «Flat Rate». Независимо от времени, проведенного в пути, я получаю одинаковую сумму. Если перевести это в почасовую оплату, то у меня получается 35 долларов в час.

Увы, при приеме на работу ни одна компания не скажет вам, что указанные 50, 60 или 70 центов за милю вам будут платить только если вы везете груз. При порожнем рейсе это будет в два раза меньше, а уж если придется ехать на тягаче за прицепом, то почти бесплатно.

Я равнодушно смотрю на набегающую сумму на заправочной колонке. $750… $800?.. Мне все равно. Лопнуло колесо в пути? Вызов механика и замена резины - $1500, просто отдам счет боссу.

О чем говорят хозяева грузовика на Youtube - о том, как они гребут деньги лопатой. А в жизни говорят только о том, что все заработанные деньги уходят на содержание машины.

Что делает наемный водитель в случае, если компания не может обеспечить его работой? Получает пособие по безработице. А что делает хозяин грузовика? Правильно, рвет на себе волосы.

Поцелуй игуаны
В Америке Сергей и Катя Нельсоны живут в своем доме. На покупку недвижимости на побережье Тихого океана бывший петрозаводчанин решился, когда просчитал, что иметь свое жилье гораздо выгоднее, чем снимать.
 

Фото и видео Сергей щедро делится c пользователями в социальной сети, посылает в русскоязычный журнал «Дальнобойщик Америки», ведет свой канал на ютубе. На его счету уже больше сотни видео, набравших больше 4 миллионов просмотров.

Каждое – со знанием и любовью созданный короткометражный фильм для себя и для тех, кто «этого никогда не видел». О путешествии на дно морское за гигантскими морскими звездами для любимой.

Об обитании в его доме в качестве членов семьи двух игуан, Кати и Кати, с которыми от избытка чувств целуется в кадре. И, конечно, об очередном рабочем рейсе на Петербилт 579 с груженым фургоном, когда душа поет уже только от предвкушения дороги.

Неисправимый романтик, Нельсон занимается дайвингом, прыгает с парашютом, с азартом гоняет на своем корвете – «американской мечте», изображение которой, вырезанное с коробочки от игрушечного автомобиля в школьные годы, долго украшало стены его комнаты.

Еще он реставрирует и коллекционирует номера машин, и в первую очередь грузовиков, которые «экипирует» под реально существующие компании, раскрашивая и клея на них логотипы. И радуется как ребенок, когда получается красиво!
 

По словам Сергея, простые американцы – совсем не такие, как о них рассказывают некоторые наши телевизионные каналы. Они открыты и дружелюбны,  всегда готовы прийти на помощь. А обмануть в США вновь приезжих из-за океана скорее могут наши бывшие соотечественники.

«Пивного» живота за 20 лет жизни в Америке Нельсон не приобрел – тому залог занятия спортом и правильное питание. Питание – строго под контролем жены, бывшей жительницы Москвы Кати. Заведения с фастфудом супруги обходят стороной, едят здоровую пищу. Катя делает домашний творог, по праздникам на столе обязательно оливье.

Ему хорошо в Америке – любимая работа, жена, хобби. Младший сын Энок - морской пограничник. Старший сын, Михаил, в Америку переезжать не захотел, работает водителем троллейбуса в Петрозаводске.

О России и родной Карелии русский дальнобойщик не забывает ни на один день. Новый Год Нельсоны встречают по московскому времени. В майские праздники Сергей колесил по американским дорогам с российским флагом и георгиевской ленточкой на борту петербилта. В его видеотеке – много роликов, снятых в Петрозаводске.

В отпуск ездит в родной Петрозаводск, где у него живут родители, брат, друзья и многочисленные родственники. Повидается с родными, надышится вволю воздухом любимого города и – обратно в Америку, куда его однажды впервые привела трагическая судьба деда…

Фото Сергея Нельсона

Еще больше фото!
Ольга Миммиева's picture
Автор:

Будучи студенткой историко-филологического факультета ПетрГУ романтику искала в стройотрядах. Ее всегда привлекали люди со стержнем, сильные, без двойного дна. Любимая тема – человек в особой жизненной ситуации. Будь то прыгнувший с парашютом незрячий поэт или повар, отправившийся готовить отбивные на Северный полюс. Мечтает, чтобы у читателей после знакомства с такими людьми вырастали крылья.