Рекламный беспредел. Есть ли шансы сделать Петрозаводск красивым?

02 марта 2017, 08:58
Пока власти только раскачиваются в попытке сделать город привлекательным, активисты вовсю работают. Мы можем присоединиться — с помощью волшебного приложения!

Живя в Петрозаводске, мы привыкли к пестрым рекламным вывескам, перекрывающим фасады домов, к фонарным столбам и дверям подъездов в бумажной шелухе объявлений. Это раздражает всех, но мало что меняется. Власти города направляют предпринимателям уведомления о недопустимости нарушения эстетического облика города, депутаты стремятся повысить за эти нарушения штрафы. Видимого результата это пока не принесло, но кое-кто из горожан не опускает руки. В буквальном смысле!

— Все началось год назад, когда нас пригласили в администрацию и предложили очистить остановки от рекламных объявлений. Я очень удивилась, — рассказывает активистка общественного экологического движения «Зеленая Волна» Александра Хохлова, — Я понимаю, что это не решение проблемы: ты моешь остановку — на следующий день там снова будут объявления. Не знаю, почему попросили именно нас. Прошлой зимой приезжал дельфинарий, и весь город оклеили афишами. Я ходила и срезала их. До сих пор продолжаю так делать. Сейчас я живу на Голиковке, и там очень много объявлений вроде «Алкоголизм, наркомания» и «Грузчики, переезды».

— На зданиях и столбах размещена несанкционированная реклама, на деревьях она еще и вредит. Синтетические веревки разлагаются очень долго, поэтому, как правило, силы натяжения, генерируемой растущим стволом, оказывается недостаточно, чтобы разорвать веревку. Узел затягивается только крепче, в результате ствол оказывается перетянутым и повреждается.

В начале января участники движения призвали горожан сдать подписи за утверждение в Петрозаводске дизайн-кода, иными словами, за красивую, единообразную рекламу в специально отведенных для этого местах. Дизайн-код уже существует в крупных городах России — в Москве, Санкт-Птеребруге, Казани.

— Мне надоело просто срезать объявления, и я решила собирать подписи, чтобы показать интерес горожан к решению этого вопроса. Я подумала, что собирать подписи на улице — прикольно, и мы решили совместить сбор с январской акцией «Сбормобиль». За один день мы собрали 300 подписей. Многие люди просили у меня бланки, чтобы собирать подписи самостоятельно.

Тему рекламы в городе Саша обсуждала с мэром Ириной Мирошник, главным архитектором города Евгением Фроловым и молодежным парламентом.

— Мы поговорили и остановились на том, что проблема есть и ее надо решать. Сейчас я пытаюсь понять, какими активными действиями можно повлиять на ситуацию. Архитектор сказал, что этот вопрос пытаются решить повышением штрафов на незаконную рекламу.

Загвоздка в том, что предприниматель имеет право размещать вывески в пределах занимаемой им торговой площади, согласования с жильцами и администрацией города при этом не требуется (более подробно в разъяснении ФАС «Реклама или вывеска»). Требования к внешнему виду вывески в законах нигде не прописаны, это используется предпринимателями для привлечения внимания к своим торговым точкам путем использования вывесок самой разнообразной цветовой гаммы и материалов, без учета особенностей окружающей архитектуры.

В конце 2016 года депутаты горсовета предложили поднять максимальный штраф для физических лиц с одной до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — с полутора до 50 тысяч, для юридических лиц — с 10 до 300 тысяч.

Администрация города направила предпринимателям, чья незаконно установленная реклама нарушает эстетический облик города, более 400 предписаний о ликвидации вывесок и баннеров, но лишь 5% из них отреагировали на обращения.

— Когда я общалась с представителями дельфинария, они сказали, что им проще заплатить штраф, чем решать этот вопрос. Чтобы человека оштрафовать, его нужно поймать за руку. Когда висит реклама и ты звонишь по указанному номеру, тебе отвечают: «Это не мы наклеили, это все конкуренты». Я бы хотела, чтобы ввели высокие штрафы, потому что сейчас это действует на людей. 

Если говорить о проспекте Ленина, то там кто во что горазд — разные размеры, разные цвета. Реклама — это возможность показать себя, и ты будешь придумывать что угодно, чтобы тебя заметили, но, мне кажется, это все выглядит так дико и аляповато.

 

— Пример аккуратной вывески — магазин «Новая мода». Она органичная, не портит здание. Ее видно, но она не акцентирует на себе внимание.

— И с баннерами, и с вывесками вопрос надо решать, но больше всего мне мозолит глаза «мусорная реклама», которая распространяется как вирус. И она же ничего не стоит — за это место ты не платишь. Очень часто ее можно встретить на столбах и подъездах. Только дверь отмыта - на следующий день все заново. Клей бывает очень сложно снять.

— А еще — строительные заборы. На них клеят что ни попадя. Людям, которые его ставили, все равно: он же временный, его снесут, но дома-то строят довольно долго,  некоторые постройки так и остаются незаконченными, а забор все стоит.

— На здание Центра молодежи очень любят клеить объявления. Я снимаю их и начинаю обзванивать. Звонишь по объявлению «Грузчики, переезды», там отвечают: «А все клеят, мы ничего снимать не будем».

Как-то я шла по Лесному проспекту, гуляла с собакой и по дороге снимала объявления. Ко мне подъехала машина, из нее показались мужчины с вопросом: «Тебе больше заняться нечем?». Я им говорю, что выражаю свою активную гражданскую позицию. Видимо, им эти слова были не знакомы, они сказали, что сами-то они против блондинок, и уехали.

За исключением этого случая, никто из прохожих ничего мне не говорил. А один раз, когда я снимала на остановке афишу зоопарка, незнакомый мужчина даже подошел мне помочь. А кто-то просто думает, что я работник.

Я понимаю, что от рекламы никуда не деться, но для того, чтобы она не была расклеена в несанкционированных местах, нужны санкционированные места. Это, к примеру, стенды и доски с объявлениями.

Должны собраться бизнес, организаторы концертов, те, кто работают в предвыборную кампанию, и обсудить, как расположить рекламу так, чтобы город был красивый. Они же в нем и живут. С цирком и дельфинарием сложнее: они приезжают и уезжают.

— Я бы очень хотела призвать горожан к тому, чтобы они не оставались равнодушными. Мне кажется, это самое главное. Мэрия обязана реагировать на наши просьбы.  Вы пишете заявку в мэрию, и она должна вам ответить. Сейчас мы сами можем изменить свою реальность. Да, будут и отписки, но какие-то вопросы решатся.

Если ты не будешь формировать свою реальность сам, она такой и останется. Гражданский активизм для меня проявляется в том, чтобы не быть равнодушным. Тебе что-то не нравится — попробуй решить.

Между тем проблемой рекламных вывесок в городе занимается и петрозаводчанин Иван Гарегин. Он обращался в администрацию города с предложением рассмотреть возможность введения Правил размещения вывесок и других информационных конструкций, не попадающих под действие ФЗ «О рекламе», на фасадах домов и других сооружений для улучшения внешнего облика города.

Вот варианты правил:

1. Размещение вывесок только в зоне между 1-м и 2-м этажами.
2. Запрет на использование для вывесок баннерной ткани.
3. Использование отдельно стоящих букв без использования подложки.
4. Согласование вывесок между собой по уровню и высоте.
5. Запрет на полное (глухое) оклеивание фасадов, окон и витрин.

В ответе на обращение администрация города сообщила о создании рабочей группы по подготовке изменений. 

— Я предложила, чтобы мы вошли в рабочую группу, но мне сказали, что она уже сформирована и попасть туда нельзя, — поделилась Саша.

Как нам рассказали в пресс-службе мэрии, на данный момент рабочая группа подготовила проект «Об утверждении Порядка установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории Петрозаводского городского округа». Проект проходит оценку и планируется к вынесению на сессию 22 марта 2017 года.

Остается надеяться, что рабочая группа окажется эффективной. Но не просто ждать, а действовать. Мало кто из петрозаводчан знает о приложении «Красивый Петрозаводск». Всего за 20 секунд вы можете отправить жалобу по любой из городских проблем, тем самым дав старт ее решению. Ознакомиться с проектом можно через сайт или установив приложение на телефон. Устанавливаете, регистрируетесь, фотографируете испорченный газон, разбитую дорогу, давнюю лужу, горы мусора и любую другую проблему, и оно автоматически формирует письмо в администрацию города.

За время существования проекта было отправлено 754 сообщения, поступило отказов — 126, решено проблем — 176, частично решено — 62. Все дела, фото и комментарии можно посмотреть здесь.

Сделаем вместе город чище и красивей!

Прогулка по городу
Яна Козьмина's picture
Автор:

Окончила филфак ПетрГУ. Учится играть словами, любит интересные детали и стремится к легкости слога. В людях ценит силу воли, доброту и самоиронию. Себе с уверенностью приписывает последнее. Настоящее удовольствие получает от хорошей музыки, чашки вкусного чая и компании остроумного собеседника. Находится в активном поиске любопытных историй.