Как бывший петрозаводчанин снялся в самом успешном финском кино
В Петрозаводске с 12 октября начинается Неделя финского кино (программа - здесь). Картины можно будет посмотреть в кинотеатре «Премьер» бесплатно, как и всегда (просто получите билеты в кассе). Как всегда, фильмы демонстрируются с переводом на русский язык. Как всегда, это новые картины, которые совсем недавно прокатывались в самой Финляндии.
Но! До сей поры не было такого, чтобы в съемках одного из представленных на подобной Неделе фильмов участвовал наш земляк.
Петрозаводчанин Денис Шкиперов (кто-то знает его как режиссера монтажа, который работал на ГТРК «Карелия» и в телекомпании «Ника») переехал в город Котка уже давно. Летом 2017 года он прочел объявление в местной газете: «Требуются мужчины среднего возраста и среднего телосложения для съемок в фильме». У Дениса летом как раз было время, он написал на опубликованный адрес – и спустя неделю оказался на съемочной площадке.
По правде говоря, когда ты в массовке, то тебе все равно, кого придется изображать – инопланетянина, хулигана, гнома или прохожего. Лица твоего все равно никто не разглядит, даже в зрительном зале, где огромные экраны. Посмотрите трейлер, в который вошли сцены, где снимался Денис, но вы его там не узнаете.
Кстати, ему довелось в фильме предстать сразу в двух ипостасях, сыграть антагонистов. Пару дней он побыл одним из немецких егерей, которые охраняли пленных красных финнов в лагере, а в остальные дни пришлось влезть в шкуру самого красного финна, которого собираются расстрелять.
Позже выяснилось, что фильм называется «Suomen hauskin mies» («Самый веселый человек в Финляндии», это дословный перевод, в русском прокате - «Смейся или умри». В кинотеатре «Премьер» вы его увидите 16 октября в 18.30).
Город Котка для съемок был выбран не случайно. В одном из районов прекрасно сохранилась старая крепость Кюминлинна, в природных декорациях которой иногда проходят городские представления, но в целом она закрыта для посещений (кстати, сейчас ведутся разговоры о том, чтобы сделать ее музейным комплексом). Эти бастионы должны были сыграть в картине роль другой крепости – Суоменлинны, где на самом деле держали пленных. Ведь фильм основан на реальных событиях.
Режиссер картины Хейкки Куянпяя сам написал сценарий, взяв за основу историю, произошедшую в 1918 году. Если вкратце: в стране шла гражданская война. Рабочие и крестьяне тоже захотели революцию, посмотрев на соседа, который недавно отпустил Финляндию на свободу. Но и «белое движение» не дремало. События разворачивались стремительно, война продолжалась недолго. На выручку властям прибыли части из Германии. Бунты были подавлены, недовольных бросили в тюрьмы и лагеря умирать. Кому-то удалось выжить. В том числе и неожиданным образом.
Главный герой — известный в Финляндии комик Парикка — попадает в лагерь, его ведут на расстрел. Но он умудряется рассмешить палачей.
«Сделаешь представление, чтобы всем стало весело, — пощадим», - предлагают ему. Вокруг лагерного шоу и крутится сюжет.
Главную роль сыграл артист Мартти Суосало, самая настоящая звезда. Кстати, он сыграл эту же роль и в спектакле, который успешно шел в Хельсинки.
Несмотря на то что Мартти знает вся страна, на съемочной площадке он вел себя скромно, не чинясь вместо со всеми отдыхал за общим столом, пил кофе, болтал о театре. Небольшая ремарка: в начале 90-х Суосало сыграл Бильбо Беггинса в небольшом сериале о хоббитах.
Чем интересен съемочный процесс в Финляндии? Команда «Мотор!» не звучит. Там говорили так: «Тишина. Пожалуйста!», а окончательное «Снято!» приобретало тоже довольно мягкую вежливую форму, которую можно перевести так: «Записано, уже здесь». Но вообще, режиссер ставил задачи жестко. И с юмором.
В одной сцене заключенным нужно было подойти к ограде, за которой расстреливали пленных. «Вы измождены! Вас кормят раз в неделю! А вы бежите, как будто в «Призме» пиво бесплатное», - после такой команды массовка быстро соображала, что делать.
В некоторых сценах приходилось гонять народ по 15 дублей кряду. Финны начинали ворчать: «Тоже мне, Голливуд нашел! Что тут снимать? Нам уже по домам пора расходиться». Кстати, иногда рабочий день длился по 12 часов. Но таких было немного. И это не значит, что все это время кипит съемка. Много времени уходит на подборы костюма, грим, ожидание. За работу в массовке платят символически — по 20 евро в сутки. Но, конечно, приходят туда не за деньгами — за интересом.
Кстати, в Котку на съемки приезжали даже жители Тампере, Турку, Коувулы и Хельсинки. Массовка была нужна мощная — до ста человек. Денис снимался все шесть дней, которые потребовались для сцен в крепости. Только он да еще один полухорват-полунемец были не местными, все остальные финны. Наверное, русские, которых в Котке очень много, газет с объявлениями не читают.
Забавно было наблюдать, когда «немцев» заставили петь популярную на тот момент песню, дав задание за ночь выучить немецкие слова. Денис в общем хоре исполнял ее старательно, от души. Тут можно посоветовать выходцам из Германии заткнуть уши – потому что произношение, прямо скажем, хромало у всех. Также много сложностей возникало с одеждой, да и вообще условия выдерживали стоически.
«Когда мы играли пленных, нас просили не бриться неделю, надевали на нас старое и рваное, по принципу «чем хуже, тем лучше».
Ассистентки покупали чернозем в магазине, брызгали на нас водой, втирали землю в лицо, в руки, под ногти. На холодном ветру не очень приятная процедура. Кому-то приходилось сидеть мокрыми в грязи, с босыми ногами в лужах, съемки бывали и в ночное время, а в августе ночи уже холодные.
Когда мы играли немцев, то процесс еще больше затягивался. Я, допустим, не имел ни малейшего представления, как надевать портянки или специальные обмотки под ботинки.
Оказалось, что это не так и сложно. Те финны, которые служили в армии, с легкостью справились с немецкой формой, да и в оружии они неплохо разбираются. Выдавали нам штаны с подтяжками. Подворотничок на тесемочках, который то и дело норовил вылезти, куда не надо. Подсумок со штыком, фляга, противогаз и ранец из телячьей кожи. Первые полчаса во всем этом обмундировании чувствуешь себя, как в чужом теле, все скрипит и стоит колом, потом постепенно расходишься.
Карабин или винтовка кажутся легкими только первое время, потом уже не знаешь, куда бы это все деть. Оружие, кстати, было настоящее, но не приспособленное для стрельбы. Привозил его специальный человек на микроавтобусе, абсолютно бомжовского вида, он давал всем его под роспись. И весь день он или спал, или курил, только ноги из автобуса торчали.
Попадались и российские винтовки, на которых стояло клеймо 37-го или 39-го года. С каской пришлось повозиться, подогнать под свой размер, чтобы она не съезжала на глаза. Потом я уже все время брал свою отрегулированную каску», - рассказал Денис.
Все военные костюмы завезли новенькие, польской фирмы, которая изготавливает реплики форм разных эпох. Неудобство вызвали ботинки — абсолютно не гнущиеся, подбитые множеством гвоздей с широкими шляпками, в них было невозможно ходить по мокрым булыжникам - скользко, как на льду. И цокали, как лошадиные копыта. Как раньше воевали во всем этом — загадка.
Когда шел дождь, с касок ассистентки стирали тряпочкой капли, чтобы не отсвечивало. Декораций построили мало, большая часть была потом дорисована на компьютере. Во время перерыва подъезжала почти военно-полевая кухня, где веселый повар зазывал артистов на колбасный суп фразами: «Давайте наворачивайте, в лагере вас так не накормят!» Из заключенных не похудел никто.
Этот фильм считается в стране одним из успешных. Если в России все события нашей революции столетней давности по-прежнему представляют интерес и вызывают живой отклик, то и в Финляндии события гражданской войны по-настоящему трогают публику. Это близкая история, та, что еще хранится в сердцах жителей, потому что в ней участвовали родные люди – бабушки и дедушки нынешних зрителей. Артисты из массовки, надевая на себя ветхий зипун, вспоминали: «Вот и мой дед так же в лагере сидел». До кинотеатра Денис так и не дошел, теперь ждет, когда фильм выпустят на DVD.