25 сентября 2013, 12:56

Сезон открылся не на сцене

Сезон открылся не на сцене

Юрий Максимов в качестве драматурга уже не новичок и не «начинающий автор». Дом актера уже в течение 5 лет знакомил петрозаводских театралов со спектаклями, поставленным по его пьесам: «30 декабря (Репетиция халтуры)», «Алябьев» (интерактивный спектакль со зрителем), а на последнем фестивале «Ламбушка» в сентябре 2012 года был показан детектив «Тебе на память обо мне». Пьесы Юрия Максимова исполняют актеры «Содружества А» — творческого коллектива под патронажем Союза Театральных Деятелей РК и Дома актера.

23 сентября в Доме актера состоялось событие, заявленное как читка новой пьесы Юрия Максимова «Дорин», созданной по мотивам рассказа Дональда Уэстлейка (Donald Westlake) «Один на необитаемом острове». Уэстлейк работал как автор детективов, фантастики, выступал в качестве драматурга, телевизионного и киносценариста. John B. Allan, Judson Jack Carmichael, Curt Clark, Timothy J. Culver, J. Morgan Cunningham, Richard Stark, Edwin West — все это творческие псевдонимы Уэстлейка, умершего в 2008 году и оставившего после себя солидное творческое наследство. В 2013 году по его романам из цикла «Паркер» в Голливуде был снят одноименный художественный фильм, главные роли в котором сыграли Джейсон Стэтхем и Дженнифер Лопез. Но рассказ «Один на необитаемом острове» – исключительно беллетристическое произведение, и, пожалуй, самый трудный для сценического прочтения и тем более для театрального воплощения. Он словно соткан из тонкой линии чувств мужественного идеалиста, не желающего приспосабливаться в конформистском, потребительском обществе. Актеры ТМ Юрий Николаев и Дмитрий Максимов, а также актриса театра «Ad liberum» Елена Сапегина, недавно вошедшая в «Содружество А», представили пьесу своего коллеги, однако назвать увиденное обыкновенной читкой, или даже презентацией было бы не совсем точно — и несправедливо.

Для начала – аудитория оказалась значительно больше, чем можно было предположить. Тысячу возражений мог услышать автор пьесы Юрий Максимов, де материал уж слишком сложный, в нем нет места, где зритель расслабится или посмеется, пафос слишком завышен… А зрители – причем именно молодые зрители, не только пришли, но и прекрасно встретили пьесу, прочувствовали и поняли ее. Даже слезы были у девушек на глазах.

Задуманное, как читка, действо превратилось если не в полностью готовый спектакль, то в развитую концепцию постановки. Работа актеров была очень непростой, заслуженный артист РК Дмитрий Максимов после финальных аплодисментов сказал: «Как тяжело перед публикой работать почти только голосом, без единого движения…» Но движение – было. Не физическое «сцен-движение», а мощное, нарастающее к финалу движение сюжета и напряженности. Актер Дмитрий Максимов – о его профессионализме и качестве не надо писать лишнего, поскольку в этом он и не нуждается, он украсил бы собой сцену любого театра в стране – прекрасно воплотил образ репортера-насмешника. Его интервью больше похоже на полицейский допрос, чинимый с позволения общества, осуждающего не за преступление, а за отступление от стандартного поведения: «О, я теперь понимаю, почему они вас всё- таки осудили на смерть. Вы маньяк, с такими идеями на свободе нельзя!» Заслуженный артист РК Юрий Николаев предстал перед публикой в новом амплуа – героическом, в котором ему, пожалуй, еще просто не доставалось работы. Но и в центре площадки, и в центре внимания была Елена Сапегина. Работая, как и все актеры на читке, почти одним только голосом, она создала прекрасный интонационно-психологический дуэт с Ю.Николаевым, и одновременно создала твердый, несокрушимый барьер, защищающий героя от нахрапистого журналиста. Ее героиня – Дорин – стала не просто центральной фигурой пьесы. Если бы она оказалась слабее своих партнеров – пьесу не удалось бы представить. Попробуйте только вообразить себе, какое мастерство и какая искренность требуются от актрисы, чтобы произнести реплику: «У женщины вообще очень мало шансов остаться в живых…» — и речь, понятно, не о банальном сохранении физической жизни, а о сохранении любящей женской души…
«Содружество А» доказало свое право называться состоявшимся и успешным театральным коллективом. Но есть и вопрос. Такая пьеса с участием этих актеров просто идеально подходит для сцены МОЛОДЕЖНОГО театра «Творческая Мастерская». Ушедший от нас Иван Петрович Петров мог бы гордиться этим событием уже потому, что его, «петровская» школа оказалась не просто жизнеспособной, но и жизнестойкой, разносторонней. Мастер мог бы, вероятно, помочь сделать несколько штрихов при постановке спектакля в репертуаре ТМ – но я уверен – радовался бы и за своих уже повзрослевших учеников – и за себя… А с фотографии в Доме Актера смотрел на читку Геннадий Борисович, любимый всем городом Гена Залогин – и улыбался. Присутствие основателей ТМ ощущалось в маленьком зале в течение всей читки…

Но почему это не принимается не только к постановке, но и вообще всерьез в самой «Творческой Мастерской», из которой, кажется, постепенно улетучился сам дух творчества? Почему уже далеко за десяток спектаклей в ТМ начаты – и так и не доведены за последние годы до премьеры? Актеры ищут выхода своей энергии, своего мастерства в самостоятельном поиске – как заслуженные артисты РК Валерий и Людмила Баулины, создавшие семейный театр, как «Содружество А», как заслуженный артист России и Карелии Валерий Чебурканов и заслуженный артист Карелии Александр Лисицын – они теперь больше известны как актеры сериалов, чем как лучшие артисты Петрозаводска и республики. Я не хочу быть голословным. Не хочу пытаться одним махом распутать сложную паутину взаимоотношений между актерами и руководством театра. Не хочу давать однозначный ответ, почему многие режиссеры отказываются работать с ТМ даже над одним спектаклем. Но видимо – что-то не так. Если актеры самостоятельно и успешно работают и как драматурги, и как постановщики, и завоевывают популярность для ТМ на всероссийском телеэкране, а их работы под крышей театра пропадают втуне – ответственность за это лежит, во-первых, на руководстве театра, а во-вторых – и на театральной общественности города. Чиновники с какого-нибудь пожелтевшего телеканала могут сказать: «Пипл хавает» и лить телезрителю на голову пошлость или вообще ничего не делать. Но мы – не «пипл» и в театр ТМ ходим, потому что уже не можем представить ни себя, ни города без него. И уже не примем ссылки на нехватку денег – если спектакли начаты, но не доделаны – значит, деньги неправильно потрачены. (И как это у Залогина хватало денег на постановки в 90-е при лихорадочной инфляции!) Не пройдет и жалоба на нехватку достойного материала – актеры создают его сами… Одному человеку тут не разобраться.

И одному министерству культуры тоже. То, что городу необходим и ТМ, и Национальный театр, и Ad Liberum – это голос зрителя. Вопрос о драматическом театре в Петрозаводске должен стать предметом широкой дискуссии. Дискуссии – вещь трудная, выдержать их непросто. Но спасти театр – важнее. И если руководство театра «обидится» на эту статью – хочу задать простой вопрос: неужели вы сами не ждали, что вас однажды о чем-то подобном спросят не только изнутри коллектива ТМ?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

фото Натальи Мешковой