Вчера республиканское правительство проиграло суд по постановлению о тысячекратном повышении арендной платы за земельные участки, выданные без торгов. Как известно, когда глава Карелии Александр Худилайнен подписал это постановление, то речь шла о противодействии коррупции. Однако оппоненты уверяют, что вместе с водой выплеснули и ребенка – чиновники, конечно, перестали получать откаты за выделенную без торгов землю, однако одновременно был нанесен удар по малому бизнесу, и без возможности строиться и расширяться оказались многие жители Карелии, живущие в деревнях и поселках. Теперь закон отменен. Сейчас региональные власти сообщили, что планируют оспорить данное решение в Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа.
Вообще, когда рассматриваешь эту ситуацию, то возникает чувство «дежа вю». Все это уже было. Новый глава Карелии, пытающийся без подготовки решить сложную проблему одним указом, и суд, который отменяет принятый правительством законом. Даже оппонент у правительства – тот же. «Справедливая Россия», и персонально депутат и юрист Александр Федичев. При Нелидове удалось отменить поправки к закону о звании «ветеран труда» (которые лишали многих жителей Карелии прибавки к пенсии и потому были крайне непопулярны), при Худилайнене – закон о тысячекратном повышении арендной платы за землю. Впрочем, справедливости ради отметим, что если по первому закону мнение в обществе было практически консолидированным — нельзя обижать людей, то по второму закону позиции различаются. Оппонентов законопроекта уже винят в том, что те подыгрывают чиновникам-коррупционерам.
Ведь, если верить карельской власти, то эта экономическая мера была принята в целях эффективного распоряжения земельными участками в районах республики и противодействия коррупции. Перед подписанием постановления была проведена проверка, в ходе которой выяснилось, что только за последние 15 месяцев в одном из районов республики без торгов, то есть по предварительному согласованию, в аренду предоставили 449 земельных участков площадью от 11 соток до 64 гектар. В местный бюджет сделки принесли 890 тысяч рублей. Однако если бы участки были выставлены на аукцион, то район получил бы около 100 миллионов рублей.
— Средняя стоимость получения в аренду земельного участка по государственным расценкам в муниципальном образовании в Северном Приладожье составляет от 23 до 27 тысяч рублей. Однако право аренды земли перепродается за более чем значительные суммы – за миллионы рублей. Чтобы прекратить, я назову это своими именами, разворовывание земель и коррупционность сделок, и было принято это постановление, — подчеркнул тогда Валентин Чмиль.
Комментируя постановление, министр юстиции Константин Этингоф добавил, что аналогичная плата за аренду земель в Ленинградской области составляет 4 миллиарда рублей в год, тогда как в Карелии 200 миллионов рублей. По словам министра, сегодня на рассмотрении находится 400 дел, связанных с переводом земельных участков из одной категории в другую. Но пока не будет выяснена составляющая каждого дела, ни одни документ о переводе земли Главой Карелии подписан не будет.
В общем, как министр сказал – так и произошло. После принятия этого постановления практически все земельные сделки оказались «заморожены». Часть пострадавших обратилась в суд. Первым оказался предприниматель из Костомукши. В договоре, который ему прислали городские власти указывалось, что в связи с вступлением постановления в силу арендная плата будет не 1,5% а 1500%. Получалось, что предприниматель должен был платить в месяц 4,2 миллиона рублей вместо 4,2 тысяч рублей. И он был не единственным. Следующим оказался житель одного из приладожских районов, у которого не хватало денег на приобретение квартиры, но который готов был своими руками построить дом для разросшегося семейства – но дело опять-таки уперлось в миллионные платежи за земельный участок.
— Вообще это изначально был документ, сомнительный с правовой точки зрения, — комментирует Александр Федичев. Просто репрессивная мера, которую применили ко всем подряд. Почему именно в тысячу раз? Непонятно. У постановления не было никакого экономического обоснования, что нарушило сразу ряд федеральных законов и подзаконных актов.
При этом Федичев категорически отрицает, что против закона «Справедливая Россия» боролась в интересах чиновников-коррупционеров. По его мнению, ничто не мешает карельским властям добиться принятия на уровне муниципалитетов норм выделения земли на обязательных торгах. Или внести изменения в методику начисления арендной платы. Просто надо действовать чуть тоньше и разумнее, чем это было сделано. Там где нужен скальпель – использовали топор.
Неприятным сюрпризом, по итогам суда, стала и выявившаяся некомпетентность правительственных юристов. Уж если автор законопроекта – действительно Константин Этингоф, то что же это за министерство юстиции? Получается, что глава ведомства, который был специально приглашен в Петрозаводск из Санкт-Петербурга, как чуть ли не светило юриспруденции, не способен написать такой документ, который устоял бы перед иском со стороны провинциального предпринимателя, поддержанного, в общем-то, провинциальными юристами. И как тогда стоит относиться ко всей продукции этого ведомства в принципе? Ведь министр-то, по идее, должен быть, как минимум, не хуже квалифицирован, нежели его подчиненные.

