01 августа 2016, 09:51

Каждое утро муж открывает окно и играет ей на трубе. К юбилею Натальи Вавиловой

Сегодня известной общественнице и директору музея ИЗО Наталье Вавиловой - 70 лет. К этой дате супруг раскрыл нам секрет ее обаяния и успеха, их семейного счастья и творческого долголетия.

Вавиловых называют одной из самых гармоничных семейных пар Петрозаводска. И это при том, что Наталья Ивановна, директор Музея изобразительных искусств Карелии, -человек-энергия, постоянно вовлечена в гущу общественной и политической жизни республики, а Геннадий Алексеевич — композитор, которому для творчества  порой   необходимы покой и уединение.

1 августа у Натальи Ивановны юбилей, и мы попросили ее супруга рассказать о ней и о том, как же им удается жить и дышать в унисон.  

Я встретил девушку
На распределении выпускников Московской консерватории ректор Павел Алексеевич Серебряков напутствовал Геннадия Вавилова:  
«В 1967 году в Петрозаводске откроют консерваторию. Вы год отработаете в музыкальном училище, потом приступите к работе там». С этим он и приехал.


В один из дней читал лекцию студентам музучилища, и вдруг неожиданно открылась дверь в аудиторию:
— Геннадий Алексеевич, что произошло? Вас вызывают в горком комсомола! — спросил перепуганный директор училища Толчинский. —  Вы что, на учет не встали?
—  Встал.
— Так в чем же дело? Идите прямо сейчас.
—  Не могу, у меня лекция.
—  Прекращайте все.  
И к студентам: «Занятия не будет».
Те мигом сорвались с мест, а молодой композитор отправился  в обком комсомола.  

 Команда была дана, назван номер кабинет.  Я вошел.  Как обычно — длинный стол, а за ним...  красивейшая девушка. Я учился в элитной консерватории  с будущими звездами, а тут встал руки по швам и остолбенел,

— вспоминает Геннадий Алексеевич.

«Вы, наверное, Вавилов?» - спрашивает она. -  Знаете,  мне вас рекомендовал Толчинский как человека, не лишенного способностей...» 

Меня это убило, потому что, по мнению наших педагогов, мы редчайшего дарования молодые люди, и вдруг рекомендуют как «не лишенного способностей!» 

«У нас будет проходить комсомольская конференция, — продолжала она.—  И мы хотим, чтобы вы сделали инструментовку трех комсомольских песен...   Мы вам заплатим за каждую песню по сорок рублей».

Это были сумасшедшие деньги. Моя зарплата — 90 рублей, на руки получал где-то 77. И у меня ничего не было. Вся одежда —  в единственном экземпляре на мне, а болоньевая куртка одна на все сезоны.  
—  Какой срок вы мне даете? Три месяца?
— Что вы! Три дня.
— За это время ничего невозможно сделать!
—  Но мне вас рекомендовали...

В общем, согласился. Писал днем и ночью - и успел. Пришел на генеральную репетицию в театр. Оркестр играет. На сцене поет хор. Комиссия в зрительном зале за столом. Комсомольская красавица там же.
—  Меня не замечает, а хочется, чтобы на меня обратили внимание.
Подошел к дирижеру: " Знаете, в этом месте тенора не так звучат, мне хотелось бы..."  И вдруг голос:

Слушайте, что этот рыжий все крутится, уберите его, он мешает!

— Для меня это было второе оскорбление: я рыжий, клоун. В общем, мавр сделал свое дело, мавр может удалиться. 

И он, обидевшись, ушел.

Комсомольская конференция давно миновала, когда в аудиторию, где Геннадий Алексеевич занимался со студентами, вновь заглянул испуганный директор:

«Что произошло? Вас опять вызывают в обком комсомола. Срочно идите туда. Занятие отменяется».
Студентам такие приказания повторять не надо, они улетучились за секунду, а он   снова оказался в знакомом кабинете:
— Почему не получаете деньги? —  спрашивает та же красивая девушка.
— А я не буду получать.
— Почему?
Никаких веских аргументов у него не было.
—  Чего же вы хотите? — продолжала она. И он выпалил: «Хочу пригласить вас на чай».  

Когда они пришли, он, не снимая куртки, сразу подошел к инструменту и начал играть романс  Никиты Богословского из фильма «Разные судьбы»: «Три года ты мне снилась, а встретилась вчера...»

Чай со смородиновым вареньем
Они встречались и разговаривали. Он, пока учился в Московской консерватории, изучил репертуар всех театров, наслаждался игрой выдающихся актеров, побывал во всех музеях, на всех нашумевших выставках, слушал выступления молодых поэтов, конечно же, бывал не только на концертах, но и на репетициях великих музыкантов.  Все эти темы оказались близки ей. Музыкой Наталья занималась с детства, играла на фортепьяно, прекрасно поет, а литературу, поэзию любит и знает профессионально.  
— Нам было интересно разговаривать друг с другом, — говорит Геннадий Алексеевич.

Но  если я влюбился с первого взгляда,  то ее  сердце пришлось завоевывать. Папа Наташи был полковником, начальником строевого отдела. У них дома бывали коллеги отца, их дети, и  отец мечтал, чтобы она вышла замуж за офицера.

Какое счастье, что женщины любят ушами. Музыка, стихи, разговоры помогли понять: они нужны друг другу.
— Время идет к 50 годам нашего знакомства и совместной жизни, а наговориться мы до сих пор не можем, — признается Геннадий Алексеевич.

— Неужели у вас не бывает конфликтов?
— А как же! И  самый главный спор: кто лучше читает стихи.

Ставим банку любимого черносмородинового варенья и начинаем читать на память.  Мне в каком-то смысле проще, я написал свыше ста песен на стихи русских поэтов. К тому же у меня фотографическая память: достаточно взглянуть на лист и строки отпечатываются в мозгу.  Но у меня потребительское отношение к поэзии. Я должен писать на стихи музыку, поэтому выбираю соответствующие моему замыслу.  А она тонко чувствует поэзию. У нее очень большая амплитуда: классика, поэты Серебряного века, шестидесятники...
Вот и читаем стихи, пока банку варенья не уничтожим, потом спохватываемся: уже третий час, завтра на работу!

У Вавилова есть соавтор! 
—  Композитор не может вариться в своем собственном соку, —  убеждает Геннадий Алексеевич. —  Встречи, люди, жизнь дают темы. Я никогда не отказывался от общественной деятельности, это мне было всегда интересно. Чтобы творить, надо знать жизнь. И в этом наши взгляды с Натальей Ивановной совпадают. У нас дома   целый книжный шкаф  моих произведений, все они навеяны впечатлениями и раздумьями. Тут новеллы, посвященные принцессе Диане, балерине Екатерине  Максимовой.
— А этот альбом посвящен Наталье Ивановне...


— Здесь 33 вариации песни "Во поле березка стояла", но, честно говоря, все мои произведения посвящены ей. Более того, она мой соавтор.
-???
— Даже мои коллеги говорят: «Ему хорошо. Наталья Ивановна напевает темы, а он пишет». Это шутка. Но правда в том, что она действительно помогает..  
Наташа —  настолько чуткий человек, что не просто видит меня и чувствует, она буквально меня лучами просвечивает. Когда у  меня никак не шла пятая соната, она вдруг говорит: «Поезжай в Германию. Погуляй по улочкам, походи по концертам, сходи  в соборы, послушай католические песнопения и снимешь напряжение, и появятся новые мысли».

Как, откуда она почувствовала, что пятую сонату я задумал  в технике имитационной полифонии, которую мало используют композиторы, но которой блестяще владел Бах. Вернувшись из Германии, окончил это произведение. Потом его исполнили в Москве, в Большом зале консерватории.

Твердая воля
— Наталья Ивановна была заместителем министра культуры, сейчас директор Музея изобразительных искусств. Эти должности требуют твердой воли.
— Воли и решительности ей не занимать. Когда она возглавила музей, он располагался в небольшой части старинной постройки, которая медленно разрушалась. Сейчас ему принадлежит все историческое здание. Наталья Ивановна  его преобразила, создала один из лучших музеев России. Все первые лица, которые бывают в Карелии, обязательно приходят сюда. Жизнь здесь кипит: выставки, мастер-классы для детей, взрослых, людей с ограниченными возможностями здоровья, концерты... А сама она входит в совет руководителей музеев, который возглавляет директор Эрмитажа.

— А дома она тоже директор?

Признаюсь,  у нас в семье матриархат. И я безумно счастлив, потому что когда умная, талантливая женщина руководит семьей  — это великое счастье. 

Каждый год в нашей стране выпускается почти сотня композиторов. Но в жизни мало получить блестящее образование. Можно в один миг все потерять, если рядом не будет жены  — чуткой, талантливой понимающей профессию мужа. И не просто  понимающей, но способствующей его творчеству.  К сожалению, у многих моих друзей  рядом оказались не те люди, не было поддержки, такой женщины. Когда я говорю, что это не мои, а совместные произведения, я не лукавлю.

Если бы не она, я не написал бы полный шкаф пьес, баллад, не создал бы новый музыкальный жанр — новеллу, не открыл бы новый закон создания сонат... Я достиг максимальных результатов: мою музыку играют по всему миру. Недаром говорят, что у каждого успешного мужчины за спиной есть женщина.

Хотя знаете, что изменилось за почти пятьдесят лет нашей жизни? Когда  мы поженились, говорили: «Это Вавилов идет со своей женой-красавицей». Теперь  говорят: «Это Вавилова  с мужем-композитором».

В США известная голливудская актриса, побывав на концерте Геннадия Алексеевича, предложила ему отдохнуть, пожить в ее коттедже в Лос-Анджелесе. Об этом он  сообщил своей Наташе.
—- Что? Чемодан сюда, дверь вон там!
С тех пор он так не шутит, ведь второй такой преданной женщины для него на свете нет.  Каждое утро, провожая ее на работу, он открывает окно и играет ей на трубе. И она слышит в этой музыке то, что предназначено только ей  — любовь!