Каждое утро муж открывает окно и играет ей на трубе. К юбилею Натальи Вавиловой
Вавиловых называют одной из самых гармоничных семейных пар Петрозаводска. И это при том, что Наталья Ивановна, директор Музея изобразительных искусств Карелии, -человек-энергия, постоянно вовлечена в гущу общественной и политической жизни республики, а Геннадий Алексеевич — композитор, которому для творчества порой необходимы покой и уединение.
1 августа у Натальи Ивановны юбилей, и мы попросили ее супруга рассказать о ней и о том, как же им удается жить и дышать в унисон.
Я встретил девушку
На распределении выпускников Московской консерватории ректор Павел Алексеевич Серебряков напутствовал Геннадия Вавилова:
«В 1967 году в Петрозаводске откроют консерваторию. Вы год отработаете в музыкальном училище, потом приступите к работе там». С этим он и приехал.
В один из дней читал лекцию студентам музучилища, и вдруг неожиданно открылась дверь в аудиторию:
— Геннадий Алексеевич, что произошло? Вас вызывают в горком комсомола! — спросил перепуганный директор училища Толчинский. — Вы что, на учет не встали?
— Встал.
— Так в чем же дело? Идите прямо сейчас.
— Не могу, у меня лекция.
— Прекращайте все.
И к студентам: «Занятия не будет».
Те мигом сорвались с мест, а молодой композитор отправился в обком комсомола.
Команда была дана, назван номер кабинет. Я вошел. Как обычно — длинный стол, а за ним... красивейшая девушка. Я учился в элитной консерватории с будущими звездами, а тут встал руки по швам и остолбенел,
— вспоминает Геннадий Алексеевич.
«Вы, наверное, Вавилов?» - спрашивает она. - Знаете, мне вас рекомендовал Толчинский как человека, не лишенного способностей...»
Меня это убило, потому что, по мнению наших педагогов, мы редчайшего дарования молодые люди, и вдруг рекомендуют как «не лишенного способностей!»
«У нас будет проходить комсомольская конференция, — продолжала она.— И мы хотим, чтобы вы сделали инструментовку трех комсомольских песен... Мы вам заплатим за каждую песню по сорок рублей».
Это были сумасшедшие деньги. Моя зарплата — 90 рублей, на руки получал где-то 77. И у меня ничего не было. Вся одежда — в единственном экземпляре на мне, а болоньевая куртка одна на все сезоны.
— Какой срок вы мне даете? Три месяца?
— Что вы! Три дня.
— За это время ничего невозможно сделать!
— Но мне вас рекомендовали...
В общем, согласился. Писал днем и ночью - и успел. Пришел на генеральную репетицию в театр. Оркестр играет. На сцене поет хор. Комиссия в зрительном зале за столом. Комсомольская красавица там же.
— Меня не замечает, а хочется, чтобы на меня обратили внимание.
Подошел к дирижеру: " Знаете, в этом месте тенора не так звучат, мне хотелось бы..." И вдруг голос:
Слушайте, что этот рыжий все крутится, уберите его, он мешает!
— Для меня это было второе оскорбление: я рыжий, клоун. В общем, мавр сделал свое дело, мавр может удалиться.
И он, обидевшись, ушел.
Комсомольская конференция давно миновала, когда в аудиторию, где Геннадий Алексеевич занимался со студентами, вновь заглянул испуганный директор:
«Что произошло? Вас опять вызывают в обком комсомола. Срочно идите туда. Занятие отменяется».
Студентам такие приказания повторять не надо, они улетучились за секунду, а он снова оказался в знакомом кабинете:
— Почему не получаете деньги? — спрашивает та же красивая девушка.
— А я не буду получать.
— Почему?
Никаких веских аргументов у него не было.
— Чего же вы хотите? — продолжала она. И он выпалил: «Хочу пригласить вас на чай».
Когда они пришли, он, не снимая куртки, сразу подошел к инструменту и начал играть романс Никиты Богословского из фильма «Разные судьбы»: «Три года ты мне снилась, а встретилась вчера...»
Чай со смородиновым вареньем
Они встречались и разговаривали. Он, пока учился в Московской консерватории, изучил репертуар всех театров, наслаждался игрой выдающихся актеров, побывал во всех музеях, на всех нашумевших выставках, слушал выступления молодых поэтов, конечно же, бывал не только на концертах, но и на репетициях великих музыкантов. Все эти темы оказались близки ей. Музыкой Наталья занималась с детства, играла на фортепьяно, прекрасно поет, а литературу, поэзию любит и знает профессионально.
— Нам было интересно разговаривать друг с другом, — говорит Геннадий Алексеевич.
Но если я влюбился с первого взгляда, то ее сердце пришлось завоевывать. Папа Наташи был полковником, начальником строевого отдела. У них дома бывали коллеги отца, их дети, и отец мечтал, чтобы она вышла замуж за офицера.
Какое счастье, что женщины любят ушами. Музыка, стихи, разговоры помогли понять: они нужны друг другу.
— Время идет к 50 годам нашего знакомства и совместной жизни, а наговориться мы до сих пор не можем, — признается Геннадий Алексеевич.
— Неужели у вас не бывает конфликтов?
— А как же! И самый главный спор: кто лучше читает стихи.
Ставим банку любимого черносмородинового варенья и начинаем читать на память. Мне в каком-то смысле проще, я написал свыше ста песен на стихи русских поэтов. К тому же у меня фотографическая память: достаточно взглянуть на лист и строки отпечатываются в мозгу. Но у меня потребительское отношение к поэзии. Я должен писать на стихи музыку, поэтому выбираю соответствующие моему замыслу. А она тонко чувствует поэзию. У нее очень большая амплитуда: классика, поэты Серебряного века, шестидесятники...
Вот и читаем стихи, пока банку варенья не уничтожим, потом спохватываемся: уже третий час, завтра на работу!
У Вавилова есть соавтор!
— Композитор не может вариться в своем собственном соку, — убеждает Геннадий Алексеевич. — Встречи, люди, жизнь дают темы. Я никогда не отказывался от общественной деятельности, это мне было всегда интересно. Чтобы творить, надо знать жизнь. И в этом наши взгляды с Натальей Ивановной совпадают. У нас дома целый книжный шкаф моих произведений, все они навеяны впечатлениями и раздумьями. Тут новеллы, посвященные принцессе Диане, балерине Екатерине Максимовой.
— А этот альбом посвящен Наталье Ивановне...
— Здесь 33 вариации песни "Во поле березка стояла", но, честно говоря, все мои произведения посвящены ей. Более того, она мой соавтор.
-???
— Даже мои коллеги говорят: «Ему хорошо. Наталья Ивановна напевает темы, а он пишет». Это шутка. Но правда в том, что она действительно помогает..
Наташа — настолько чуткий человек, что не просто видит меня и чувствует, она буквально меня лучами просвечивает. Когда у меня никак не шла пятая соната, она вдруг говорит: «Поезжай в Германию. Погуляй по улочкам, походи по концертам, сходи в соборы, послушай католические песнопения и снимешь напряжение, и появятся новые мысли».
Как, откуда она почувствовала, что пятую сонату я задумал в технике имитационной полифонии, которую мало используют композиторы, но которой блестяще владел Бах. Вернувшись из Германии, окончил это произведение. Потом его исполнили в Москве, в Большом зале консерватории.
Твердая воля
— Наталья Ивановна была заместителем министра культуры, сейчас директор Музея изобразительных искусств. Эти должности требуют твердой воли.
— Воли и решительности ей не занимать. Когда она возглавила музей, он располагался в небольшой части старинной постройки, которая медленно разрушалась. Сейчас ему принадлежит все историческое здание. Наталья Ивановна его преобразила, создала один из лучших музеев России. Все первые лица, которые бывают в Карелии, обязательно приходят сюда. Жизнь здесь кипит: выставки, мастер-классы для детей, взрослых, людей с ограниченными возможностями здоровья, концерты... А сама она входит в совет руководителей музеев, который возглавляет директор Эрмитажа.
— А дома она тоже директор?
Признаюсь, у нас в семье матриархат. И я безумно счастлив, потому что когда умная, талантливая женщина руководит семьей — это великое счастье.
Каждый год в нашей стране выпускается почти сотня композиторов. Но в жизни мало получить блестящее образование. Можно в один миг все потерять, если рядом не будет жены — чуткой, талантливой понимающей профессию мужа. И не просто понимающей, но способствующей его творчеству. К сожалению, у многих моих друзей рядом оказались не те люди, не было поддержки, такой женщины. Когда я говорю, что это не мои, а совместные произведения, я не лукавлю.
Если бы не она, я не написал бы полный шкаф пьес, баллад, не создал бы новый музыкальный жанр — новеллу, не открыл бы новый закон создания сонат... Я достиг максимальных результатов: мою музыку играют по всему миру. Недаром говорят, что у каждого успешного мужчины за спиной есть женщина.
Хотя знаете, что изменилось за почти пятьдесят лет нашей жизни? Когда мы поженились, говорили: «Это Вавилов идет со своей женой-красавицей». Теперь говорят: «Это Вавилова с мужем-композитором».
В США известная голливудская актриса, побывав на концерте Геннадия Алексеевича, предложила ему отдохнуть, пожить в ее коттедже в Лос-Анджелесе. Об этом он сообщил своей Наташе.
—- Что? Чемодан сюда, дверь вон там!
С тех пор он так не шутит, ведь второй такой преданной женщины для него на свете нет. Каждое утро, провожая ее на работу, он открывает окно и играет ей на трубе. И она слышит в этой музыке то, что предназначено только ей — любовь!