09 апреля 2013, 11:08

Специалисты назвали кризисным уровень математического образования в карельских школах

Специалисты назвали кризисным уровень математического образования в карельских школах

О качестве математической подготовки выпускников карельских шла речь на встрече замглавы РК Валентины Улич с учителями математики в Институте повышения квалификации работников образования.

Основные проблемные вопросы обозначила министр образования Ирина Кувшинова. Несмотря на то, что отдельные карельские школьники показывают высокие результаты, в том числе на мировом уровне, в республике существуют проблемы математического образования.

К примеру, уровень выполнения заданий участниками даже регионального этапа олимпиады по математике не высок:  в 2013 году лишь 13 процентов из них выполнили больше половины заданий.

Кроме того, за последние три года в республике средний тестовый бал ЕГЭ по математике ниже российского (2010 год на 2,1 балла; 2011 год на 1,4 балла; 2012 год на 1,2 балла).

Наконец, результаты ЕГЭ по математике показывают, что в среднем 70 процентов выпускников карельских школ в основном овладели содержанием  математического образования на базовом уровне, и лишь 10 процентов демонстрируют повышенный уровень математической подготовки. В тройке лидеров в течение последних трех лет – Костомукша, Петрозаводск, Кондопожский район. В целом ряде районов средний балл стабильно ниже республиканских показателей. Ежегодно в среднем по Карелии более 2 процентов выпускников (в 2012 году – 4,6 процентов) сдают ЕГЭ по математике с результатом ниже уровня минимального количества баллов.

Начиная с 2008 года, Карелия участвует в апробации новой формы государственной аттестации выпускников основного общего образования. Почти половина выпускников общеобразовательных школ республики демонстрируют «троечный» уровень по математике, а пятая часть показывает неудовлетворительные результаты. В сравнении с итогами государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в целом по России доля выпускников, получивших отметки «3», «4» и «5», в Карелии составляет 82 процента (в Российской Федерации – 90,7 процента). В ряде районов средний тестовый балл стабильно ниже республиканских показателей. Наибольшее количество «двоек» получают выпускники  Муезерского, Кемского, Прионежского, Лахденпохского, Лоухского, Сортавальского муниципальных районов.

Участники круглого стола высказали свои мнение о причинах кризиса математического образования в Карелии и свои предложения по выходу из него. Говорилось, в частности, о необходимости укрепления преемственности между начальной школой и средним звеном, развития таких форм повышения квалификации учителей математики, как методические школы, летние университеты, математические каникулы, разработки системы стимулирования учителей, устойчиво демонстрирующих высокие результаты обучения математике. Одобрено также предложение о расширении перечня практико-ориентированных модульных программ повышения квалификации учителей математики, включая тренинги по решению олимпиадных задач, по выявлению и развитию математической одаренности детей и молодежи, по использованию технологии дифференцированного обучения,  а также по организации работы с одаренными детьми и молодежью.

По итогам встречи решено разработать и обсудить концепцию непрерывного математического образования Республики Карелия, а также подготовить и провести республиканский съезд учителей математики.