18 января 2016, 09:15

Обещанного Гоголевского моста три года ждут. Сколько еще впереди? 

В правительстве назвали новую дату завершения транспортных мучений петрозаводчан.

Три года назад произошло событие, которое надолго изменило жизнь большинства петрозаводчан, внеся неприятные коррективы в городские будни. В ночь с 17 на 18 января 2013 года по решению суда было закрыто движение транспорта по Гоголевскому мосту — одной из главных транспортных артерий Петрозаводска, соединяющей микрорайон Древлянка с центральной частью города. 

Транспортный коллапс, в который на долгие годы погрузилась карельская столица, превратился в самую болезненную проблему современного Петрозаводска. Несмотря на обещания чиновников и депутатов самых разных уровней, до восстановления нормального транспортного сообщения нам, кажется, еще далеко.

Правда, в карельском правительстве все же рискнули назвать конкретную дату завершения городских мучений.  

Дважды аварийный
Гоголевский путепровод был построен в ноябре 1961 года и честно прослужил до начала 90-х годов прошлого века.

В 1994 году он был признан аварийным, по нему даже временно закрывалось движение автотранспорта. В 1997 году путепровод был реконструирован, что продлило относительно комфортную жизнь автомобилистов и пассажиров еще на десятилетие. 

Но постепенно он приходил в негодность. Стремительно разрушающееся асфальтобетонное покрытие путепровода и огромные, словно после массированной бомбежки, рытвины, неизменно побеждающие ямочный ремонт, превращали поездку по путепроводу в сплошное преодоление препятствий.

В 2009-2010 годах на устранение деформаций асфальтобетонного покрытия было истрачено более 800 тысяч рублей.    

От прожекта до проекта   
Проектом реконструкции Гоголевского моста в петрозаводской администрации озаботились еще в 2012 году. В октябре 2012 года на тот момент первый заместитель мэра Петрозаводска Евгений Журавлев обещал, что в декабре завершится корректировка проектно-сметной документации. Планировалось в течение двух последующих лет провести реконструкцию путепровода, расселить семь прилегающих к нему домов, предоставив гражданам 53 квартиры. 

После закрытия движения по мосту тогдашний петрозаводский градоначальник Николай Левин обещал, что его простой не затянется на пятилетку: 

- Я оптимист по жизни. Мост может стоять закрытым два года. Ремонт может начаться уже в этом году.

Увы, одного оптимизма Левина оказалось мало. В конце января 2013 года в мэрии все переиграли и решили строить новый путепровод. Запустить процедуру по подготовке проекта предполагалось уже весной 2013 года. На эти цели было даже выделено 20 миллионов рублей. Тогда в администрации надеялись, что процесс строительства нового моста вместе с расселением деревянных домов займет 18 месяцев и в 2014 году страдания горожан закончатся. 

Николай Левин браво заявлял:

Гоголевский путепровод — важный объект транспортной инфраструктуры, и мы не можем откладывать начало его строительства.

Сказка за сказкой

Но, как говорится, быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается.  

Проектно-сметную документацию довели до ума только в 2015 году. Она предполагала снос семи домов и возведение 27-метрового путепровода с четырьмя полосами движения. Цена вопроса — чуть более 1,1 миллиарда рублей. При счастливом стечении обстоятельств и выделении федеральных средств строительные работы предполагалось провести за 26 месяцев. 

В конце 2015 года на сессии Петросовета было принято решение о передаче объекта в республиканскую собственность. Это была инициатива карельского правительства, которое решило возглавить вялотекущий процесс, связанный со строительством Гоголевского путепровода. 

Но и здесь возникли проблемы. Дело в том, что теоретически вместе с мостом республика вынуждена взять и две прилегающие улицы. Это означает, что следить, убирать, освещать все это дорожное хозяйство придется на деньги республиканского бюджета. Естественно, в карельском правительстве не горят желанием брать на себя дополнительные хлопоты. 

Существует другой вариант — выделить часть дорог у путепровода в два отдельных земельных участка. Но на это уйдет еще несколько месяцев, что отодвинет начало строительства.

Еще одна загвоздка — расселение семи деревянных домов. В администрации Петрозаводска были уже готовы приступить к выкупу недвижимости у собственников, но решение о передаче моста в республиканскую собственность «спутало карты».

В мэрии полагают, что раз республика планирует оформить путепровод в свою собственность, то расселение граждан теперь обязанность правительства, а не местной власти. Ведь в проекте строительства Гоголевского путепровода заложены в том числе и средства на расселение деревянных жилых домов с последующим их сносом. 

К тому же процесс расселения может натолкнуться и на несогласие граждан с предложенной компенсацией, что грозит вылиться в длительные судебные процессы. Все это тоже может затормозить начало строительства. Но все же главным вопросом остаются деньги.   

Было гладко на бумаге 
Проект нового путепровода попал в федеральную целевую программу (ФЦП) по подготовке к 100-летнему юбилею Карелии. Согласно программе стоимость четырехполосного путепровода оценили в 1,1 миллиарда рублей, из которых 990 миллионов рублей должен был выделить федеральный бюджет. Остальные 110 миллионов ложились на консолидированный бюджет Карелии. 

В строгом соответствии с федеральной программой в республиканском бюджете на 2016 год предусмотрено 55 миллионов рублей, аналогичная сумма заложена в бюджете Петрозаводска.

По пути потеряли две полосы.                  
С какими достижениями мы подходим к трехлетию с момента закрытия Гоголевского моста? 
15 января в правительстве республики первый заместитель главы РК Олег Тельнов провел совещание, на котором совместно с чиновниками петрозаводской мэрии определил план действий на ближайшую перспективу.
Сначала о финансовых перспективах. Тельнов рассказал, что из правительства России пришло подтверждение о выделении в 2016 году 500 миллионов рублей на Гоголевский мост.

- Пока речь идет о 500 миллионах рублей на начало строительства. Но, я думаю, нам, может быть, больше и не потребуется, так как непосредственно к строительству мы планируем приступить летом. Деньги поступят через Росавтодор, из той платы, которую собирают за вред, наносимый большегрузными автомобилями, - поделился новостями Олег Тельнов. 

По его словам, до сих пор нет итоговой цифры, необходимой для возведения нового путепровода. По мнению Тельнова, 1,1 миллиарда рублей, которые заложены в проекте строительства четырехполосного путепровода, - заниженная сумма. 

Реальная стоимость запроектированного моста более 2 миллиардов рублей, - считает первый заместитель главы РК. Правда, с его точки зрения, с учетом дефицита бюджетных средств и ограниченных возможностей улично-дорожной сети Петрозаводска в четырех полосах нет необходимости. 

- Чтобы строить четырехполосный мост, нужно делать четырехполосную дорогу до Древлянки, нужно изменять дорожную сеть в районе перекрестка улиц Красноармейской и Гоголя. Иначе мы просто создадим тупик… Не настолько сейчас много лишних денег, чтобы мы строили объект, который превышает возможности окрестной уличной сети, - заметил Тельнов. 

Он сообщил, что на совещании принято принципиальное решение о строительстве двухполосного моста с нормальными, как он выразился, тротуарами. В общем, придется вновь корректировать уже готовый проект и снова проходить государственную экспертизу. 

Уже внесена заявка на проведение торгов по корректировке проектно-сметной документации, которая может обойтись бюджету в 10 миллионов рублей. Откорректированный проект вместе с заключением экспертизы Тельнов ждет к маю 2016 года.

Параллельно, рассказал первый заместитель главы РК, городская администрация будет заниматься кадастровыми работами по выделению двух прилегающих к путепроводу участков улично-дорожной сети, которые подлежат реконструкции. Сам Гоголевский мост, подтвердил Тельнов, перешел в собственность республики.  

   

Сколько стоит новоселье? 
Заложенные в городском и республиканском бюджете 110 миллионов рублей будут направлены в первую очередь на расселение домов, попавших в зону строительства. Олег Тельнов не исключает, что в связи с сокращением полосности путепровода список домов, которые необходимо расселить, уменьшится. По предварительным расчетам, на переселение граждан придется затратить 136 миллионов рублей. 

Кто этим будет заниматься? Не секрет, что городская власть была бы рада эту непростую тему вместе с мостом передать республиканским чиновникам. Олег Тельнов настаивает, что городу отстраниться от решения этого вопроса не удастся. В настоящий момент готовится соглашение между правительством и петрозаводской администрацией о совместном плане действий. Тельнов настаивает, что расселением домов все же придется заниматься городской администрации. 

Мы строим объект не для государственных нужд. Мы строим объект для задач местного значения,

- объяснил он. 

Но это не означает, что на город «повесят» бремя финансовых трудностей, связанных с расселением домов. 

Все вместе делаем одно дело. Финансируем втроем,

- сказал первый заместитель главы РК.  

Когда же завершатся мучения тысяч петрозаводчан, каждый день простаивающих в длинных пробках? 

Открытие двухполосного путепровода мы планируем в конце августа - начале сентября 2017 года,

- твердо ответил Олег Тельнов. 

Очень бы хотелось, чтобы новые предсказания представителей власти материализовались в реальный мост, хотя бы двухполосный, но по которому можно было бы проехать.  

Ранее в этом сюжете: