"Не смотрел, но осуждаю". Какое российское кино действительно стоит увидеть
Сегодня в России отмечают День отечественного кинематографа. С одной стороны, его ругают за низкий уровень, слабые сценарии и безуспешное подражание Голливуду, с другой, картину могут поносить за недостаточный патриотизм, излишний пессимизм и отсутствие связи со среднестатистическим зрителем.
В любом случае мы советуем смотреть отечественное кино. Хотя бы потому, что не стоит повторять путь "Пастернака не читал, но осуждаю". В День российского кинематографиста мы спросили у карельских актеров и режиссеров, что они думают о киноиндустрии в стране и что действительно стоит увидеть своими глазами на экране.
Леонид Прокофьев, актер. Снимался в сериалах "Ментовские войны", "Дорожный патруль", в фильме "Человек из банки":
- Возможно ли сегодня найти баланс между заработком и искусством? Баланс - странно звучит, но можно найти хотя бы "золотую середину" или грамотное продюсерское кино с прекрасными авторами. Это точно уже делается. Из того, что вышло в этом году, больше всего впечатлили "Милый Ханс, дорогой Пётр", "Тряпичный союз", "Птица", "Коробка". Про советский период молчу, так как это будет невозможный список для публикации. И всё это, не учитывая прекрасного анимационного, короткометражного и документального материала, который уже существует за короткий новый период роскино.
Без сомнений ждём осенью: "Ученик", "Матильда", "Время первых", "Дуэлянт", "Защитники", "Землетрясение", "Дама пик", "Ледокол" и "Сны Иосифа". Ещё "28 панфиловцев" жду. Хоть и спорное кино, но там много знакомых артистов будет.
Олег Липовецкий, режиссер:
- Честно говоря, я плохо разбираюсь в кино. Если мы говорим о российском кинематографе, то, мне кажется, он по-прежнему, за редким исключением, ориентирован на отечественный рынок. Даже больше, чем раньше. Хорошо это или плохо - по-моему, очевидно, но решайте сами. Кино - занятие дорогое и без поддержки государства в нашей стране развиваться не может. К сожалению, сейчас государство предпочитает поддерживать не ярких талантливых молодых режиссёров и гениальных, но самостоятельных мастеров, а лояльных, готовых обслуживать режим кинематографистов (за редким исключением, опять же).
Что касается баланса между заработком и искусством, и сложно ли его соблюсти. У каждого человека свой баланс. Кому-то и миллион долларов - не заработок, а кому-то "Уральские пельмени" - искусство. Но, что касается баланса в нашем искусстве, мне кажется, что я ответил уже. Сейчас у нас так: хочешь регулярно и вкусно кушать - обслуживай власть.
Что недавно впечатлило? Если взять 21 век, то это "Возвращение" Звягинцева, "Фауст" Сокурова, "Жить" Сигарева, "Шапито - шоу", "Географ глобус пропил", "Левиафан" и другие. Из последних - "Мученик" Серебренникова и "Зоология" Твердовского. Всем причастным к кино - поздравления, а зрителям - хороших фильмов.
Виктория Федорова, актриса, снималась в "А зори здесь тихие...", сериалах "Тайны следствия", "Улицы разбитых фонарей":
- Оценивать состояние современного кинематографа не возьмусь. Слишком много сейчас технических возможностей, которые увлекают и отвлекают от смысла. Но хорошее кино было, есть и будет всегда. Если человек хочет заработать - это его право, если хочет заниматься искусством - прекрасно. Как соблюсти баланс - дело сугубо личное. Каждый выбирает цель сам: деньги, слава или поиск. Все возможно.
В последнее время отечественных фильмов смотрела мало, может, в силу отсутствия времени. В основном попадались комедии и мелодрамы с сомнительным юмором и любовными штампами. Вот, вспомнила! С огромным удовольствием смотрела несколько раз "Прогулку" Учителя. А так, пока не видела ничего трогательнее фильма "Когда деревья были большими", смешнее "Берегись автомобиля", пронзительнее "Свой среди чужих" и "Рабы любви". Данелия, Тарковский, Гайдай, Герман, Захаров - вот те, чьи фильмы заставляют меня по-настоящему чувствовать и думать.
Дмитрий Константинов, актер, снимался в сериалах "Тайны следствия", "Улицы разбитых фонарей":
- Насчёт баланса между заработком и искусством в кино сказать непросто, ведь про кинопроцесс я знаю не больше, чем все. Если судить по дневниковым записям и интервью советских кинорежиссёров, то приходилось им несладко, даже, страшно подумать, Тарковскому. Юрий Борисович Норштейн, который для меня является мерилом отношения к искусству, добивается абсолютной образности и высочайшей художественности, при этом не имеет уже длительное время никакой финансовой поддержки. Вот и баланс...
Если мерить собственной работой в театре, то за такую зарплату могут работать только умалишенные, коими мы и являемся. Но есть хотят все, поэтому постоянные подработки. Прекрасно, когда на спектакле случаются подлинные минуты, это дорогого стоит и, наверное, имеет какое-то отношение к искусству.
Фильмы последнего времени удаётся смотреть крайне редко, из последнего хорошее впечатление произвёл фильм "Легенда №17". Что посмотреть - не знаю. Советую не смотреть телевизор. Совсем.
Владимир Рудак, режиссер, сценарист, музыкант:
- Думаю, для того чтобы оценить состояние современного российского кино, не нужно быть специалистом. Но, честно сказать, не хочется добавлять негатива к тому, что уже было сказано кинокритиками в последнее время. Хорошее кино в России есть, но пока не в том количестве, в каком этого бы хотелось.
Баланс между заработком и искусством вообще сложно соблюсти. Кино далеко не всегда оправдывает прогнозы. Есть множество примеров, когда в историю никто не верил, кроме режиссера, но она на удивление становилась хитом проката. И наоборот, когда делали высокие ставки, а фильм проваливался, несмотря на то что в его создании принимали участие именитые киношники. Не зря же говорят, что кино обладает магией, которая, к сожалению, не всегда срабатывает.
Впечатлило – это, наверное, будет громко сказано, но посмотрел с интересом «Чайки», «Еще один год», «Страну ОЗ», «Комбинат Надежда», «Сын», «Дурак», «Находка». Не все фильмы вышли недавно, но это из тех, что запомнились.
Из рекомендаций: фильмы Лидии Бобровой: «Бабуся», «Верую», «В той стране»; фильм Арсения Гончукова «Сын», который является примером того, как за небольшие деньги можно снимать сильное во всех смыслах кино; картина Германа Лаврова и Станислава Любшина «Позови меня в даль светлую»; «Голос» Ильи Авербаха особенно понравится тем, кого интересует мучительный процесс создания законченной кинематографической истории. Конечно же: «Высота», «Весна на Заречной улице», «Влюблен по собственному желанию», «Родня», «Большая семья», «Я шагаю по Москве», снятый по сценарию нашего земляка Геннадия Шпаликова. И далее по списку.
Сегодня в Петрозаводске пройдет акция "Ночь кино", в рамках которой увидеть имевшие успех киноработы можно бесплатно. Где и как, узнайте на нашем сайте. А пока вы решаете, что посмотреть или куда сходить, предлагаем пройти наш тест на знание отечественных фильмов!