22 августа 2016, 12:42

Отпуск «Крым, Карелия, Камчатка». Кто оплатит обещанные расходы на поездку

Советы, как получить компенсацию за поездку к месту отдыха.

Если набрать в поисковике слова "Крым", "Карелия", "Камчатка", то из Интернета на вас обрушится поток многообещающей информации о том, что якобы с 1 января 2016 года в России принят закон, позволяющий гражданам компенсировать расходы (в пределах 50 тысяч рублей на человека!) на отпуск, проведенный в пределах нашей родины.

Сразу предупреждаем: не верьте. Единственное, можно констатировать то, что подобный законопроект действительно существует. Но принимать его, похоже, никто не собирается. 

Если его когда-нибудь и решатся одобрить, то в нынешнем виде он мало кому сможет помочь. В документе сказано, что компенсации подлежат расходы на турпутевку по договорам, заключенным работодателем с туроператором. Другими словами, предполагается, что работодатели кинутся приобретать для своих подчиненных туры, а потом будут «париться» с налоговыми органами, чтобы как-то возместить финансовые потери, снижая налог на прибыль. В общем, фантастика, причем ненаучная. 

Тем временем существуют вполне легальные механизмы, во всяком случае для жителей нашей республики, позволяющие существенно снизить бремя расходов на отпуск, проведенный за пределами Карелии. 

Пенсия – пора путешествий? 

Железобетонный способ отдохнуть подешевле, вернув себе стоимость проезда в поезде и авиаперелета, существует для неработающих пенсионеров. Раз в два года каждый неработающий пенсионер может предъявить в Пенсионный фонд документы, подтверждающие его расходы на дорогу, и получить компенсацию.

Причем если вы оставили работу в этом году, то совсем не обязательно ждать следующего лета, чтобы воспользоваться льготой. Главное, чтобы на момент поездки вы официально числились неработающим пенсионером.

Какие же расходы можно компенсировать? Как всегда, существуют нюансы. 
С самолетом проблем нет. Билет эконом-классом вам оплатят без лишних вопросов. Главное, иметь сам билет, неважно – электронный или обычный - и обязательно посадочный талон, который нужно хранить как зеницу ока. Без посадочного талона расходы, во всяком случае подобру-поздорову, Пенсионный фонд скорее всего не оплатит. 

С железнодорожными билетами сложнее. Если вы приобретали билет самостоятельно, то без суда и следствия вам оплатят только стоимость проезда на пассажирском поезде в плацкартном вагоне. Но если в тот день в нужном вам направлении курсировал только скоростной поезд, то возместят расходы, исходя из плацкартного вагона в скоростном поезде. 

Предположим, вы проехались в купе. В этом случае вам придется топать за справкой о стоимости проезда в плацкарте в кассу железнодорожного вокзала.

За каждую справку придется выложить 70-80 рублей. Причем если вы туда и обратно проехались в скором поезде купейного вагона, но в один из этих дней пассажирских поездов вообще не было, то вам выдадут три справки (две справки о том, сколько стоил плацкарт к месту отдыха и обратно, и одну бумажку о том, что на конкретную дату не было пассажирских поездов), содрав с вас больше 200 рублей. 

Конечно, можно подать в суд, и скорее всего вы выиграете процесс, а Пенсионный фонд оплатит вам купе. Но это стоит сил, времени и хотя бы минимальной юридической подготовки. Существует более простой вариант проехать в купе за счет Пенсионного фонда. 

В купе по талонам 

Прежде всего необходимо заранее приобрести путевку в санаторий или дом отдыха или забронировать там место, получив по электронной почте подтверждение, что вас ждут. С подтверждающим документом следует прийти в Пенсионный фонд и попросить талон на поезд на определенные даты. Вам выпишут талоны, вы предъявите их в железнодорожной кассе и получите билеты в купе.

Важно все делать заранее, так как в период летних отпусков можно легко «пролететь» с железнодорожными билетами, особенно на нижние полки, что обычно важно для пожилых людей.  

Если до места отдыха вы добирались сначала на поезде, а потом на самолете, то вам оплатят оба вида транспорта, даже если до места назначения курсируют поезда. В расчет берутся ваши реальные расходы на проезд.

Кстати, можно махнуть и за границу. Но в этом случае самолет оплатят с учетом ортодромических показателей. Ортодромия – штука хитрая. Существует специальная формула: берется расстояние от аэропорта вылета до точки выхода из воздушного пространства России, умножается на стоимость перелета и делится на расстояние между аэропортом вылета и аэропортом прилета. Путем таких арифметических расчетов дорогостоящий перелет зачастую превращается в скромную сумму. Прошли те времена, когда компенсация за перелет нередко оказывалась равной цене за путевку в Египет или Турцию. 

Будете у нас на Колыме… 

Несмотря на кризис, карельские пенсионеры постепенно входят во вкус и все чаще путешествуют за счет Пенсионного фонда. Если на 1 августа 2015 года этой возможностью воспользовались 3440 человек, то на 1 августа 2016 года – уже 3948 неработающих пенсионеров.

Общая сумма выплаченной компенсации в этом году перевалила за 17,8 миллиона рублей.

Из 3948 пенсионеров бесплатными проездными талонами воспользовались только 158 человек. Скорее всего, многие просто не знают о такой возможности.  

На пенсии можно и на Байкал слетать 

По официальным данным карельского отделения ПФР, средняя стоимость проезда одного пенсионера к месту отдыха и обратно в 2015 году составила 5,6 тысячи рублей. Но есть и рекордсмены. В этом году несколько петрозаводчан отдохнули во Владивостоке и на Сахалине, получив в виде компенсации по 44 тысячи рублей. 

С билетами – к работодателю

Но не только пенсионерам в Карелии положена компенсация расходов на проезд к месту отдыха и обратно. Раз в два года такое право дается всем работающим гражданам. По закону возместить расходы на проезд обязан работодатель. Правда, многие руководители не горят желанием оплачивать проезд своим сотрудникам. Тем, кто не боится испортить отношения с начальством, приходится добиваться компенсации через суд. 

Статья 325 Трудового кодекса РФ, где закреплено право работника на компенсацию раз в два года стоимости проезда к месту отдыха и обратно, обязательна к применению всеми работодателями,

- сказала врио руководителя государственной инспекции труда в РК Юлия Таранова.

Другими словами, ссылки руководителей на то, что право на компенсацию распространяется только на бюджетную сферу, абсолютно несостоятельны. Точно так же беспочвенны и разговоры о том, что выплаты производятся по усмотрению администрации.

Таранова настаивает, что работодатель обязан раз в два года предоставить сотрудникам компенсацию за проезд.  

- В Карелии достаточно много работодателей из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов, где нет северных льгот. Они нередко просто не знакомы с законодательством и не устанавливают для сотрудников своих карельских филиалов эти компенсации. Именно с ними чаще всего возникают судебные споры, - рассказала руководитель госинспекции труда.         

Правда, есть нюансы. В трудовом законодательстве предусмотрено, что размер, условия и порядок предоставления компенсации устанавливаются самим работодателем. Что делать, если работодатель только формально готов соблюдать требования законодательства, установив, скажем, размер компенсации в 100 рублей? 

Попытки свести компенсацию к унизительно низкой сумме — в 100, 300, 500 рублей, рассказала Юлия Таранова, в Карелии случались. Гражданам приходилось через суд добиваться возмещения расходов. Ориентиром при определении размера выплат, по словам Тарановой, может служить постановление российского правительства № 455, которое устанавливает гарантии компенсации для работников, финансируемых из федерального бюджета. Это расходы по проезду в купейном вагоне без дополнительных услуг и перелет в салоне эконом-класса. Перелет за границу оплачивается с учетом ортодромических показателей.  

В любом случае компенсация должна иметь реальный характер, позволяющий работнику выехать за пределы северных регионов,

- сказала руководитель инспекции труда.

В общем, шанс возместить расходы на путешествие раз в два года теоретически есть у большинства жителей республики. Главное, суметь им воспользоваться.