Трудный путь в Европу, или Как в Карелии одну дорогу не могут построить
Реконструкция 28 километров автотрассы Ихала – Райвио — госграница в Лахденпохском районе должна была завершиться еще в прошлом году. Реконструкция трассы связана с проектом по развитию пограничного пункта пропуска "Сювяоро", который может в будущем получить статус международного. Не удивительно, что в этом проекте заинтересован Евросоюз, принявший участие в финансировании.
По данным госкомитета по транспорту Карелии, на реконструкцию республиканский бюджет выделил 500 миллионов рублей. Еще 300 миллионов рублей предусмотрено по программе приграничного сотрудничества, которое на паритетных началах финансируется Евросоюзом и Российской Федерацией. Однако, несмотря на солидный состав участников и не менее солидное финансирование, дорогу до сих пор не построили.
Наследство «Дивного града»
Началась реконструкция в прошлом году. 28-километровый участок был разделен на два равных лота. Победителями признали две компании - карельское предприятие «ПСК Строитель», работающее на рынке более 25 лет, и питерскую фирму «Дивный град». Завершить работы должны были в конце 2014 года.
ООО «ПСК Строитель» вовремя сделало свой 14-километровый участок. Никаких претензий к качеству проведенных работ не возникло. ООО «Дивный град», напротив, неприятно удивило. Управтодор вынужден был разорвать контракт с питерской фирмой.
Естественно, возник вопрос, кто будет доделывать за «Дивным градом» работу. Очередной конкурс Управтодор провел 17 июля. Сумма контракта на тот же самый участок дороги за несколько месяцев выросла до 210,8 миллиона рублей.
Заявки были поданы от четырех организаций — двух питерских («Ремстройкомплект», «Автодорстрой») и двух карельских («ПСК «Строитель», «Пересвет Строй»). Показательно, что компания «Пересвет Строй» готова была провести реконструкцию за 208 миллионов рублей, а ПСК «Строитель» и вовсе сделала соблазнительное для бюджета предложение в 180 миллионов рублей, позволяющее сэкономить 30 миллионов рублей. Но карельские компании к конкурсу не допустили. Комиссия усмотрела в заявках недостоверную информацию. В итоге победителем был объявлен «Ремстройкомплект», предложивший сделать работы за 210 миллионов рублей.
30 миллионов рублей бюджету не нужны?
Директор «ПСК «Строитель» Николай Жилкин не скрывает, что отстранение компании от конкурса его возмутило.
Представляете, мы в торгах пододвинулись на 30 миллионов рублей, а нас, невзирая на супервыгодное для бюджета предложение, вообще отодвинули. Причем по чисто формальным обстоятельствам. Получается, что 30 миллионов рублей бюджету не нужны? С учетом того, что мы уже работали на соседнем участке и к нам не было никаких претензий, ситуация выглядит крайне странно,
- сказал Жилкин.
Не так давно, рассказал Жилкин, фирма «Ремстройкомплект» выиграла два солидных лота на содержание карельских дорог, по которым тоже возникли споры. В конкурсе пытали счастье несколько компаний, но только заявка от РСК была признана надлежащей. Карельское УФАС аннулировало торги и запретило управлению автомобильных дорог до окончания рассмотрения спора заключать с питерским победителем договор. Казенное учреждение предпочло этого не замечать и юридически оформило свои отношения с ООО «Ремстройкомплект». В результате РСК получило два заказа на сумму 109 миллионов рублей каждый.
Николай Жилкин уверен, что в случае с его компанией управление автомобильных дорог применило аналогичную схему, не допустив до участия в конкурсе реальных конкурентов. Пытаясь добиться справедливости, «ПСК «Строитель» подала жалобу в антимонопольное управление, настаивая на том, что от конкурса предприятие отстранили незаконно. Параллельно жалоба была подана и от фирмы «Пересвет Строй».
ГОСТ не указ
УФАС по РК в течение двух дней пыталось разобраться, как был проведен конкурс на реконструкцию многострадальной дороги. На заседаниях антимонопольной службы вскрылись любопытные подробности, иллюстрирующие изнанку того, как в Карелии выбирают подрядчика для выполнения многомиллионного государственного заказа.
«ПСК «Строитель» отстранили от участия в конкурсе из-за того, что сотрудники управления усмотрели в указанных компанией характеристиках трех товаров — бетона, щебеночно-песчаной смеси и бортовых камней - недостоверные сведения. Инструкция по заполнению заявки была составлена так витиевато, что у сотрудников карельского УФАС то и дело возникали вопросы, зачем было так усложнять документацию, если существуют вполне определенные требования ГОСТа.
Только один пример. В действующем ГОСТе установлено конкретное значение ширины бортового камня, а согласно инструкции нужно было сообщить возможный диапазон, то есть указать не одну цифру, а две. В «ПСК «Строитель» сделали все по инструкции, включив в требуемый по инструкции диапазон, естественно, и указанное в ГОСТе значение. Но данный диапазон конкурсной комиссии не пришелся по душе, видимо, в «ПСК «Строитель» не угадали нужных цифр. Представитель строительной компании Анастасия Пяжиева не исключает, что инструкция сознательно была составлена таким образом, чтобы ввести в заблуждение.
Не дает государственный стандарт в размерах камня бортового никакой разбежки относительно диапазона,
- отметила она.
Представители Управтодора так и не смогли представить убедительных доказательств того, почему они посчитали указанные «ПСК «Строитель» значения недостоверными.
Но если в управлении автомобильных дорог так бьются над качеством материалов, которые должны использоваться при строительстве дороги, значит, логично предположить, что они намерены потом тщательно проверить, выполнил ли победитель свои обещания. Представители управления долго рассказывали о том, как беспокоятся за качество объекта, который быстро разрушится, если подрядчик будет использовать некачественные стройматериалы.
Парадоксально, но в техзадании к контракту сотрудники УФАС не обнаружили конкретных требований к товарам, которые должны применяться во время строительства.
Зачем же тогда заказчик изводил участников конкурса, требуя указать все до миллиметра, если в дальнейшем не предусмотрено никаких юридических оснований для проверки, тот ли бетон, та ли смесь или камень тех ли размеров использовались при строительстве?
Начальник отдела управления автомобильных дорог Евгения Егорова объяснила это технической ошибкой.
Вирус одолевает
По законодательству Управтодор должен был по результатам конкурса опубликовать протокол с указанием показателей компании-победителя. Дабы ни у кого не возникало нехороших подозрений в необъективности комиссии.
Действительно, этого не было сделано. Более того, сегодня мы попытались внести эти изменения, у нас сайт блокирует и не дает публиковать дополнение к протоколу в виде конкретных предложений участников,
- объяснила Егорова.
В общем, и компьютеры в управлении заражены каким-то вирусом, который и не дает восстановить справедливость.
Как выяснилось, в заявке победителя говорилось о ремонте дороги, тогда как конкурс проводился на предмет реконструкции и строительства. Причем комиссия оценила предложенный РСК ремонт максимальным баллом. Сотрудники УФАС пытались выяснить, если ли разница между ремонтом и реконструкцией со строительством.
По названию, по количеству букв, конечно, есть... Вопрос иногда не в том, как он назван, а в видах работ, которые там установлены. В предмете договора и контракта. Назвать можно ремонт, а фактически это будет строительство,
- нашелся представитель управления автомобильных дорог.
Если предложения от «ПСК «Строитель» и «Пересвет Строй» в управлении автомобильных дорог рассматривали чуть ли не под лупой, то к документам, представленным РСК, отнеслись более чем лояльно. В карельском управлении антимонопольной службы обратили внимание на то, что компания «Ремстройкомплект» представила банковскую гарантию со сроком действия, не соответствующим требованиям закона. И хотя банковской гарантии не хватило ровно одного дня, чтобы вписаться в законодательство, это считается грубым нарушением.
Все будет хорошо?
Карельское УФАС признало жалобу «ПСК «Строитель» обоснованной и обязало Управтодор рассмотреть заявку от этой компании. Одновременно в управлении антимонопольной службы посчитали, что фирма «Ремстройкомплект» была допущена к конкурсу необоснованно и должна быть исключена из числа претендентов.
Жалобу ООО «Пересвет Строй» УФАС отклонило.
За несколько часов до принятия этого решения мне удалось побеседовать с исполняющим обязанности заместителя председателя госкомитета РК по транспорту Дмитрием Кондрашиным. Он оказался в курсе проблем, связанных с проведением конкурса.
- Эти проблемы сегодня разрешатся. Там все в порядке будет, - уверенно сказал он.
- В смысле? Вы знаете, чем закончится заседание УФАС? - удивился журналист.
- Уже есть у нас решение, что все будет хорошо.
- То есть оставят без изменения результаты конкурса?
- Скорее всего, да. К концу дня это будет ясно, - сказал Дмитрий Кондрашин.
Пользуясь классификацией чиновника госкомитета по транспорту, все получилось «не хорошо». Осталось только понять, для кого.
То, как отреагируют на решение УФАС в госкомитете по транспорту, которому подчиняется Управтодор, может стать своеобразной лакмусовой бумажкой, выставляющей на публичное обозрение степень заинтересованности чиновников в победе конкретной компании. Существует вполне логичный для честных и объективных чиновников сценарий: смириться с выводами антимонопольного управления и рассмотреть заявку ПСК «Строитель». Так как предложение от ПСК «Строитель» позволяет сэкономить 30 миллионов рублей (!), победу скорее всего придется отдать карельской компании. Если в госкомитете пекутся об общем благе, то вряд ли замена питерской компании на карельскую, доказавшую свою добросовестность, должна восприниматься как трагедия. А попытка оспорить решение УФАС в суде приведет к затягиванию строительства автомобильной дороги, которую нужно было сделать еще в прошлом году.
Финны и так «косо смотрят» на конвульсии в Карелии, где второй год не могут справиться с реконструкцией 14 километров. Захотят ли иностранные партнеры иметь с нами дело и дальше, если и к 1 октября (это крайний срок, согласованный с финнами) дорогу к госгранице не приведут в нормальное состояние?
Антонина Кябелева
P.S.
Правительство Финляндии уже высказало сомнения в необходимости присвоения пункту пропуска "Сювяоро" статуса международного. Об этом говорили на прошлой неделе участники консультативного совета по приграничным вопросам в правительстве Карелии. Финны, которым придется вложить немалые средства в реконструкцию пункта, засомневались в экономической целесообразности этого проекта. Они не уверены, что рост туристического потока на этом участке границы компенсирует затраты.
Глава Карелии Александр Худилайнен призвал сделать все возможное, чтобы изменить мнение финских властей.
Мы надеемся, что новое правительство, пришедшее к руководству соседней дружественной страной, объективно оценит наши усилия, в том числе и средства, потраченные на подготовку инфраструктуры нашей стороной, и изменит свое решение,
- сказал Худилайнен.