По разные стороны границы. Здесь боремся с нарушителями, там ищем союзников
На эту странную тенденцию обратил внимание начальник отдела пограничного управления ФСБ России Игорь Алдашкин, выступая 30 июля в карельском правительстве на заседании консультативного совета по приграничным вопросам.
Кому можно за проволоку?
В 2014 году за нарушение пограничного режима было привлечено к административной ответственности 424 нарушителя, что в 1,6 раза больше по сравнению с 2013 годом. Для 276 человек прогулки по приграничным лесам обернулись штрафами на общую сумму в 124 тысячи рублей. Удалось задержать 25 иностранных граждан, пытавшихся проникнуть в Финляндию со стороны Карелии.
Как сообщил Алдашкин, в 2015 году увеличились штрафы на нарушение пограничного режима: нижний предел повысился со 100 до 500 рублей, а верхний — с 500 до 1000 рублей. Игорь Алдашкин рассказал о свежем инциденте. 9 июля 2015 года водитель лесовоза ЗАО «Норд Интер Хауз» на два метра заехал на территорию Финляндии.
Два метра - не много, но тем не менее пограничному комиссару пришлось урегулировать пограничный инцидент,
- заметил Алдашкин.
Только за последние 5 суток задержано 11 потенциальных нарушителей госграницы и возбуждено 3 уголовных дела.
Карельский губернатор Александр Худилайнен, который только что вернулся из поездки по приграничным районам республики, убежден, что злостных нарушителей не много.
Люди просто по незнанию попадают в неприятную ситуацию, дают работу и вам, и себе неприятности создают,
- сказал он.
Губернатор рассказал, что на встрече с жителями поселка Лендеры ему пожаловались, что одним разрешают «ездить за проволоку рыбу ловить», а другим нет. Причем логику в делении граждан на тех, кому можно, а кому нельзя рыбачить вблизи от границы, губернатор так и не уловил. По словам Худилайнена, представитель пограничного управления так и не смог четко объяснить гражданам, кто имеет право удить рядом с Финляндией, а кому туда путь закрыт. Он потребовал от Алдашкина через СМИ разъяснить людям, «кому за проволоку можно в нейтральную полосу».
Даешь "Шелковый путь" в Китай через Карелию!
На заседании консультативного совета обсуждались вопросы развития железнодорожных и временных пунктов пропуска. Проект реконструкции железнодорожного пункта пропуска Вяртселя находится на стадии согласования с пограничными ведомствами. Он попал в федеральную целевую программу развития Карелии до 2020 года, и в 2016 году планируется приступить к проектным работам.
Ситуация с обустройством железнодорожного пункта пропуска Кивиярви (Люття) более туманная. Заместитель главного инженера ОЖД Яков Желябин сообщил, что железная дорога пока не готова вкладывать серьезные средства в реконструкцию, так как пункт железнодорожного пограничного перехода находится на землях Костомукшского природного заповедника, то есть на территории, к которой ОЖД не имеет никакого отношения. Другими словами, брать на себя расходы по финансированию проектных работ акционерное общество, заметил Желябин, пока не готово.
Трудности политического плана возникли вокруг временного пункта пропуска Сювяоро в Лахденпохском районе. Против перспективы превращения этого пункта пропуска из временного в международный высказалось финское правительство.
Мы надеемся, что новое правительство, пришедшее к руководству соседней дружественной страной, объективно оценит наши усилия, в том числе и средства, потраченные на подготовку инфраструктуры нашей стороной, и изменит свое решение,
- надеется Александр Худилайнен.
По его мнению, необходимо консолидировать усилия Лахденпохского района и финских партнеров из Париккала, где кровно заинтересованы в придании пункту пропуска Сювяоро статуса международного.
Пусть поднимают сегодня политические силы Финляндии... Нужно развернуть эту ситуацию вспять силами наших друзей и союзников в Финляндии,
- сказал глава РК.
С его точки зрения, финнам необходимо дать понять, что Сювяоро в перспективе соединится с «Шелковым путем», который финансируется Китаем. По прогнозам Худилайнена, как только «Шелковый путь» достигнет Москвы, там возникнет транспортный коллапс.
Сам бог велел выйти на Скандинавию. Это существенно разгрузит автомобильный поток, идущий по "Шелковому пути" в Европу через московский регион. Все в пользу этого пункта перехода,
- убежден Худилайнен.
Осталось только изменить отрицательный вердикт финской стороны.
Почему же финны вдруг затормозили развитие пункта пропуска Сювяоро? Глава администрации Лахденпохского района Владислав Вохмин подтвердил, что и в Париккала, и в Савонлинна заинтересованы в открытии международного пункта пропуска.
Финны все проектные работы уже выполнили, они готовы открывать пункт пропуска уже сейчас. Но есть экономическая составляющая. Они не видят очевидные экономические плюсы от открытия этого пункта, не могут спрогнозировать, какой поток пойдет, хотя привлекательность достаточно большая,
- объяснил Вохмин.
По его словам, если появится новый пункт пропуска, то расходы на содержание пограничной инфраструктуры увеличатся на 10-15% и составят порядка 6 миллионов евро. В условиях спада и пассажиропотока, и грузопотока через границу судьба это проекта остается неясной.
Антонина Кябелева