13 октября 2012, 11:58

«Из двенадцати детей в нашей семье семеро стали учителями!»

Физрук школы №39 Наталья Гадова рассказывает об уникальной семейной династии и нестандартных уроках физкультуры.
логотип сайта

Наталье Гадовой, в девичестве Мяттонен, повезло как немногим — у нее шесть сестер и пять братьев! Сама Наташа была предпоследним, одиннадцатым, ребенком у родителей. Жила уникальная семья в поселке Новые Пески Пряжинского района.

— В нашей семье старшие присматривали за младшими, наставляли, помогали с учебой, — вспоминает Наталья. 

И хотя их родители, Клавдия Никитична и Александр Васильевич, не были педагогами по профессии, они сумели воспитать целое поколение учителей:

— Действительно, у нас один брат — математик, сестра — физик, еще одна сестра выучилась на педагога начального образования. И среди нас аж четыре (!) учителя физкультуры. А помимо этого есть еще племянники, которые закончили физвос. Как только соберемся все вместе — сразу устраиваем «малый педагогический совет», — смеется Наталья Александровна. 

Однако такое количество физруков в семье далеко не случайно. Ведь все детство семьи Мяттонен прошло под знаком спорта. Еще бы, в какой еще семье наберется игроков на два волейбольных состава — женскую и мужскую команды?!

— Мы постоянно устраивали соревнования по волейболу, легкой атлетике, толканию-метанию камней. Часто играли в русскую лапту: когда семья Мяттонен выходила на дорогу — не спала вся деревня!

Чтобы выбрать физвос, поработала санитаркой

После окончания школы она сомневалась — идти по стопам старших в учителя или стать медиком:

— В первый год я не поступила в институт. Думаю, это время мне было дано на осмысление. Устроилась в Республиканскую больницу санитаркой, с намерением дальше поступать на медфак. В урологическом отделении я проработала месяц и поняла, что не смогла бы видеть столько горя и болезней всю жизнь. Лучше проводить профилактику — через уроки в школе. И во второй раз я уже шла целенаправленно поступать на физвос, успешно сдала вступительные экзамены. 

Кстати, в 39-ю школу она пришла будучи студенткой-второкурсницей в качестве педагога-организатора и уже семнадцать лет учит ребятишек быть здоровыми и сильными:

— Мне однокурсники тогда говорили: «Тебя засосет школа, не сможешь потом уйти», так оно и получилось, — улыбается Наталья Гадова. — Они намекали на денежный вопрос: в то время немного платили учителям, да и сейчас зарплата небольшая. Но надо делать то, что ты умеешь, и то, что тебе нравится. Думаю, я уже не поменяю свой выбор.

Ребенка надо «заразить» личным примером

По словам учителя, дети за эти годы сильно изменились:

— Цифровые технологии затягивают детей, у них перестают гореть глаза, они не хотят двигаться, соревноваться. Но, судя по начальной школе, родители начинают меняться. Идет переоценка ценностей, и, уверена, мамы чаще будут задумываться о здоровье своих детей. Здесь главное — не «отпустить» их в пятом к лассе, продолжать заботиться. В нашей школе действует программа «Здоровье учащихся и педагогов», и три часа физкультуры в неделю уже дали свои результаты — дети становятся подвижнее. 

Также, по словам учителя физкультуры, вырос сегодня и процент больных детей:

— Это связано и с экологией, и с питанием. Посмотрите, что едят сегодня многие дети? Чипсы, лимонады, сухари. Сказывается и долгое сидение за компьютером, у телевизора. 

Панацея от перечисленных проблем — спорт. Его надо сделать неотъемлемой частью жизни ребенка. Но вот вопрос, как? Наталья Александровна, кандидат в мастераспорта по дзюдо, отвечает: руководствуясь собственным примером. У нее подрастают два сына — дзюдоист и любитель бальных танцев.

— Во-первых, надо приучить ребенка к утренней гимнастике. Кроме того, со своими детьми мы устраиваем вылазки на лыжах, участвуем в семейных соревнованиях. Если бы каж дый родитель давал ребенку пример — спорт бы стал необходим ему. 

Главное — мотивация

— Если дети не хотят идти на урок физкультуры, значит, я что-то даю не так, — признается Наталья. — Но когда ребенка удается увлечь, когда те, кто не любил физкультуру, с удовольствием занимаются, я ставлю себе галочку.

Кстати, в школе сама Наташа Мяттонен терпеть не могла… ходить на лыжах! Нелюбовь удалось побороть уже в институте, когда тренер заставлял нарабатывать ходы и спуски по выходным.

Есть у учителя свои табу и принципы:

— Я никогда не буду заставлять ребенка выйти и сделать движение, которого он боится, в гимнастике, к примеру. Надо работать постепенно, чтобы страх прошел и появилась мотивация. И очень обижаюсь, когда говорят, что физкультура ничего не значит,  «попрыгал, побегал — и все». На уроках мы постоянно делаем акцент — ни одно движение не проходит без участия 

головы. Я стараюсь переломить мнение, что физкультурники — это «сила есть, ума не надо».

Урок сиртаки от богини Эриды

Наталья Гадова завоевала диплом третьей степени на городском этапе и вошла в число финалистов республиканского этапа конкурса «Учитель года-2012».

 — Не скажу, что конкурс дался очень легко — работа, дети, классное руководство... Я долго думала над показательным уроком, как сделать его интересным, запоминающимся. Основной частью по задумке была круговая тренировка по олимпийским видам спорта, но не было изюминки. И однажды в автобусе, когда я ехала с сыном на танцы, на ум пришел греческий танец. И я дала в разминке разучивание сиртаки. Дальше появилась мысль вести урок не просто как учитель физкультуры, а в облачении древнегреческой богини спорта Эриды — в белом одеянии с золотым поясом. Свисток, правда, на шее был...

 

Конкурсом «Учитель года» профессиональная жизнь вне родной школы для Натальи Гадовой не ограничивается. Она — постоянный участник международных конгрессов учителей физкультуры в Петрозаводске:

— Здесь сразу понимаешь, чего тебе не хватает и чему ты можешь научиться,  — поясняет учитель. — Я вижу, что можно оттуда взять — приемы, методы, движения, которых нам не хватает. На последнем конгрессе я участвовала в мастер-классе «Хаос» одного латвийского преподавателя. И сейчас использую эти движения с детьми. А детям очень нравится танцевать.

Наталья А лександровна убеждена: учителю также необходимо учиться, меняться, потому что и дети, в свою очередь, меняются:

— Некоторые из них уже могут знать больше нас! Не хочется, чтоб они тебя переигрывали, — улыбается преподаватель и уточняет: 

— Хотя есть один момент. Бывает, кто-нибудь из учеников скажет про другого: «Знаете, он играет в волейбол лучше вас». А для меня, наверное, нет большего счастья, если мой ученик превзошел меня и стал играть лучше. Значит, я смогла его увлечь.