19 сентября 2013, 21:18

Готов ли город к «мусорной революции»?

<p>Готов ли город к «мусорной революции»?</p>

— Во дворах города появились два типа новых мусорных контейнеров: одни — для общего сбора бытовых отходов, другие — для раздельного (бутылок, бумаги и картона). Правда, какой контейнер для каких целей использовать, непонятно. Кроме того, у некоторых из них приходится руками поднимать крышку, что весьма негигиенично. Почему нельзя было установить другой вид мусорных баков? Да и вообще, зачем все это, если у нас в городе нет мусороперерабатывающего завода, да и горожане к раздельному мусору не приучены? 

Андрей Ларионов  

Раздельный сбор 

На сегодняшний день, как нам сообщили специалисты муниципального предприятия «Автоспецтранс», в ряде районов города установлены контейнеры для раздельного сбора мусора: 100 — для макулатуры, 39 — для бутылок. От пластиковых евроконтейнеров для общего сбора мусора, установку которых также ведет «Автоспецтранс», они отличаются как по внешнему виду, так и наличием наклеек «Бумага. Картон» и «Бутылки» (см. на фото). 

Безусловно, город Петрозаводск оказался не слишком-то готов к начавшейся «революции» в области мусорных технологий. У горожан лучше получается собирать макулатуру, возможно, потому, что к этому они были приучены еще в советские времена. Вот и в наше время контейнеры для сбора бумажных и картонных упаковок оказываются регулярно заполненными. А вот со сбором бутылок почему-то дела обстоят хуже, хотя контейнеры предназначены для всех видов бутылочной тары — пластиковой, алюминиевой, стеклянной. 

Ну а что касается экономической целесообразности внедрения у нас технологии раздельного сбора мусора, то здесь и в самом деле проблемы посложнее, чем с выбором типов мусорных контейнеров. 

— Технология раздельного сбора пока приносит одни убытки, — признается директор ПМУП «Автоспецтранс» Евгений МИНЕРВИН. — Но зато для экологии города здесь сплошная выгода. Свалка, находящаяся всего в 11 км от города, далеко не безразмерна. Ее возможности скоро будут исчерпаны. А это значит, что чем меньше мусора будет туда попадать и больше отправляться на переработку, тем лучше. 

Конечно, замечательнее всего было бы построить в Петрозаводске свой завод по его переработке. Городские власти, кстати, не раз заявляли, что он будет построен. Однако по прошествии времени оказалось, что это не более чем пустые обещания. По словам Евгения Минервина, экономисты уже подсчитали, что строить завод у нас невыгодно, объемы мусора не те, чтобы он мог окупать себя. Поэтому сегодня приходится применять более сложную технологическую цепочку. Полиэтилен, алюминий и стекло сортирует сам «Автоспецтранс» и сдает на вторичную переработку на предприятия города, а макулатура прессуется и отправляется на фабрики Петербурга и Суоярви. 

Общий сбор 

Если говорить о пластиковых евроконтейнерах, предназначенных для общего сбора мусора, то их установлено в городе уже около 2 тысяч штук. Они пришли на смену классическим железным «помойкам», которые устанавливались на мусорных площадках еще в советские времена. По планам, их требуется установить около 500. Неохваченными остаются жилые кварталы в центральной части города. 

— Ну а крышки от этих контейнеров, — подтвердил нам директор «Автоспецтранса», — действительно оказались не слишком привычными для людей, поэтому их часто срывают, вместо того чтобы при сбросе мусора аккуратно приподнимать и опускать. Между тем крышки необходимы, чтобы мусор не разлетался по всему двору. Петрозаводчане сами же жалуются на то, что при наличии открытых контейнеров во дворах возникает жуткая антисанитария, плодятся потенциальные источники инфекционных заболеваний — собаки, крысы и так далее. 

Но можно ли было предусмотреть другую конструкцию закрывающихся контейнеров? 

— Да, есть такие емкости, крышка на которых открывается путем нажатия ножной педали, — пояснил Евгений Минервин. — Но специалисты «Автоспецтранса» изучили опыт применения разных типов контейнеров в городах Европы и России. Оказалось, что ручные более удобны, чем педальные. Для нажатия педали требуется больше усилий, чем для того, чтобы приподнять угол контейнера торцом ладони. А кроме того, осенью, зимой и весной педали бывают и скользкими, и обледеневшими. Кроме того, вандалы охотно демонтируют не только крышки, но и педали. Так что в итоге выбор «Автоспецтранса» остановился все-таки на ручных контейнерах.