11 июня 2014, 21:10

«Господин Пэжо — это наш Карабас-Барабас, а мы — его буратины!»

<p>В День города уличный театр из Санкт-Петербурга впервые выступит перед петрозаводчанами и гостями столицы Карелии</p>

В  20  лет  петрозаводчанка  Катя Гордеева  «выкинула  коленца»: бросила  Петрозаводский  колледж культуры  и  искусства,  в  то  время как  до  его  окончания  оставался всего один год. Родители, студенче-ские друзья и преподаватели были в  шоке,  а  она  отправилась  искать свое  счастье  в  Санкт-Петербург —  без  диплома,  который  не  успела  защитить,  запаса  денег  и,  конечно же, «без кола и двора». Спасибо, приютила подруга, разрешила пожить вместе с ней в ее съемной квартире. Ну а что касается работы…

— Мама сказала: «Театр твой подождет,  устраивайся  куда  удастся, не сидеть же без денег», — рассказывает Катя.
Вакансий  в  питерских  театрах  с ходу, конечно же, не нашлось. Но, как ни странно, мечту стать актрисой  подогрела  работа,  на  которую
девушка  устроилась,  чтобы  не  сидеть без дела.

— В гипермаркете я раскладывала  по  холодильникам  замороженные овощи. Б-р-р, мне и сейчас становится  холодно,  когда  я  об  этом вспоминаю.  Потому  что  действительно  холодно,  и  не  мое  это совсем, не творческое это дело. Хватило меня на такую  работу ровно месяц, ну а дальше…

А  дальше  продолжало  нервно  посасывать  под  ложечкой  — время  идет,  а  театра на горизонте не видно. Но ведь не зря говорят: кто ищет, тот всегда найдет. Как-то ночью, сидя перед монитором, Катя уже в который раз вбивала в поисковую систему разные вариации слов «театр» и «актер».  И  надо  же,  на  этот раз, кажется, повезло — уличный  театр  приглашал  девушек  и  молодых людей на кастинг!

На увещевания подруг, мол,  сейчас  много  обманывают  насчет  приглашения  на  работу  и  придется  в Петергоф  ездить,  если тебя примут, Катя не обращала внимания и без тени колебания отправилась на кастинг.

—  На  кастинге  нам  выдали  маски и костюмы. Мне достался Панталон. Это такой  масочный персонаж  из  старого  цирка  —  задорный, шкодный клоун с рыжим париком.  Костюм  выглядит воздушным. Сказали, надо  просто  сделать что-нибудь в этой маске. Я как только  надела  маску,  поняла,  что это  мое. Это только непосвященным кажется,  что  надел  маску  —  и  ты  уже актер. Маска должна ожить,  наполниться эмоциями  актера и слиться с ним.  Это  только кажется легким делом.

Что  и  как конкретно  мы делали  на  кастинге,  я  даже не  запомнила —  так  захватили нахлынувшие эмоции.  А  потом некоторых  из  нас
пригласили на репетиции. Те, кому не по нутру оказались «странствующие куклы» с их напряженным расписанием, жизнью на «колесах»,  бесконечными погрузками и разгрузками реквизита и гастролями,  потихоньку  отсеялись, просто перестали приходить в театр, а я осталась, — рассказывает о начале своей творческой биографии Катя.

То ли сновидение, то ли жизнь

В Санкт-Петербургском уличном театре  «Странствующие  куклы  господина  Пэжо»  25-летняя Катя  Гордеева уже 5 лет и считает  свой  выбор
счастливым.
—  На  экспериментальном  отделении  в  училище  я училась на актера кукольного  театра.  Театр маски близок к  кукольному тем,  что здесь
зритель тоже тебя не видит — есть маска,  костюм, движения  твоего тела и рук, воплощающие персонажа в жизнь. Но вместе с тем у уличного театра есть и свои особенности.  Между  актерами  и  зрителями нет четвертой стены, как если, например,  выступать  на  сцене  кукольного  театра,  мы  «живем»,  то есть  играем,  прямо  на  улице,  вовлекая  в  действие  зрителей,  давая публике возможность быть частью спектакля.

Несмотря на то что есть определенный  сценарий,  режиссер  всегда  оставляет  нам  моменты интерактива, и здесь огромное поле для актерской импровизации в рамках спектакля. Человек из публики, которого персонаж вовлекает в действие, уже становится партнером по игре. Актер уличного театра вообще должен очень быстро соображать. Он ведь трикстер, ловкач, — продолжает Екатерина.

Она  рассказала,  что  актер  уличного  театра  должен  обладать огромным  арсеналом  различных навыков: от фехтования до жонгляжа и мастерства кукольника.

— У нас более 50 парков костюмов,  в  каждом  по  8-10  масок.  Маску, кстати, можно надеть не только на  лицо.  В  спектакле  «Циркус  Му-табор», например, я играю Рыжего Прыгуна,  маска  которого  надевается на «пятую точку», что обычно страшно забавляет зрителей. Даже  микроавтобус,  на  кото-ром  театр  г-на  Пэжо  ездит  по  городам и весям, позитивного ярко-рыжего  цвета  —  такой  даже  в большом городе не заметить нельзя.

Катя  рассказывает,  что  их  сразу  предупредили:  будет  непросто. Ночью полусидя-полулежа они могут ехать на гастроли, а уже утром
разворачивать декорации и играть спектакль перед публикой.


—  Но  это  очень  увлекательно! Сегодня ты ночуешь в поле в палатке на пути в Париж, а завтра ты нежишься в шикарном номере отеля Hilton где-нибудь в Венеции. Ремонтируют-шьют  костюмы  актеры  сами,  над  декорациями  тоже  работают  сообща.  Правда,  все  идеи  первоначально  принадлежат  художественному  руководителю  и  создателю  театра  — Анне Шишкиной.

Кочевая жизнь Кате по душе. За 5 лет благодаря гастролям посчастливилось увидеть и Европу, и Азию, и  свою  Россию-матушку  объехать вдоль и поперек.
— Родители просто не успевают следить  за  моими  передвижениями.  Сегодня  звоню  маме  из  Финляндии,  а  завтра  кричу  в  трубку  в аэропорту:  «Мам,  пап,  пожелай-те  мне  мягкой  посадки,  мы  сейчас  в  Дубай  улетаем!».  Ну,  просто лягушка-путешественница  у  них дочь, — говорит Катя.

Из-за разъездного характера работы актрисе пришлось отдать родителям любимую черную кошку Сяпу.
—  Сяпа  вся  в  меня,  у  нее  очень непростой  характер,  но  мы  с  ней прекрасно уживались. Имя для нее мягковато,  как  выяснилось  по  поведению  еще  в  детстве,  поэтому я  частенько  называю  ее  Багирой. Пока,  получается,  животных  мне заводить в доме не надо. Разве что
черепашку принести — пусть впадает в спячку, пока я по полгода на гастролях! — улыбается Катя.

Встречаемся в Петрозаводске

В  эти  дни  Катя  словно  именинница  в  своем  театре.  Все  в  труппе знают, что ведущая актриса родом из Петрозаводска, куда театр маски
и  интерактива  отправляется  с  гастролями на День города.
—  Я  всегда  говорю:  у  меня  две родины  —  Петрозаводск  и  Петербург, Петрик и Питер, ПТЗ и СПб, =- говорит Катя.

В  Петрозаводск  театр  г-на  Пэжо привезет два спектакля, в том числе  и  «Декаденс»,  в  котором  Екатерина  играет  главную  роль.  Странные  белые  создания  легким  касанием погружают людей в свой таинственный  мир.  Здесь  и  целеустремленный Пилигрим, и Белый Прыгун,  выполняющий  команды  Арлекина,  хозяина  действия,  и озорная Белая Дама, которую играет актриса из Петрозаводска. А еще есть  Белая  Королева,  которая  находится в вечном сне и поэтому ее траектории так непредсказуемы. А, может быть, все это снится людям?

Что же касается названия театра Пэжо, в котором играет наша землячка  Екатерина  Гордеева,  по  этому поводу она говорит так:
—  О-о-о,  господин  Пэжо  —  это очень  загадочная  личность.  Он  не любит,  когда  о  нем  говорят.  Это, так  сказать,  наш  Карабас-Барабас, а мы, актеры, — его буратины.

Справка «Петрозаводска»


Петербургский  театр  «Странствующие  куклы  господина  Пэжо»  — уличный театр маски и интерактива — уже 21 год постоянный участник, лауреат и призер международных театральных фестивалей Европы и Азии. 28 июня в Петрозаводске театр будет выступать впервые. В 14.00 — спектакль «Циркус Мутабор» на Онежской набережной у «Рыбаков». В 17.30 — спектакль «Декаденс» на Онежской набережной.