Случайно, в одном из центральных петербургских книжных магазинов, я услышала фразу двух иностранцев, рассматривающих альбом по искусству: «Великая русская культура». Действительно, наши музеи обладают богатейшей коллекцией произведений искусства, и это во многом заслуга таких известных коллекционеров, как Сергей Щукин, Павел Третьяков, Иван Морозов. Если вспомнить, то почти все из нас что-то собирают. Кто-то магнитики для холодильника, кто-то монеты, кто-то оружие, кто-то гжельскую расписную посуду. Даже Николай Рерих говорил, что человеку очень важно что-либо коллекционировать, пусть не произведения искусства, но хорошая коллекция открыток с репродукциями тоже развивает вкус. А есть ли в наше время в России крупные и образованные коллекционеры? Наиболее известным и медийным является Александр Васильев, чью коллекцию «Французская мода 80-х» можно посмотреть в музее изобразительных искусств до конца апреля.
Я уже бывала на выставке костюмов и аксессуаров 18 века из его коллекции. Признаюсь честно, тогда на меня такое обилие предметов старины произвело довольно тягостное впечатление, появились грустные мысли о людях, которые носили эту одежду, пачкали подол длинного платья на грязных улицах, держали в руках сумочки, расшитые бисером… Поэтому меня особенно порадовала атмосфера костюмов 80-х годов – ярких вечерних платьев, похожих на праздничный салют.
Александр позаботился и о музыкальном сопровождении – купил в Петрозаводске диск зарубежных хитов того времени и даже сам танцевал на открытии. Вот бы каждое открытие выставки в музее было таким же погружающим в эпоху или стилистику, веселым, свободным! О нем, как о человеке, можно написать очень много. И хоть его многие ругают, для меня главным является тот факт, что это чуть ли не единственный человек, произносящий на Первом канале слово «красота». Он сын талантливых родителей, поэтому я советую читателям самостоятельно поискать информацию, например, об его отце – удивительном театральном художнике Александре Павловиче Васильеве. А мы перейдем к выставке.
Эпоха 80-х началась с утверждения прав женщин в обществе, ведь в 1979 году, впервые в европейской истории, премьер-министром стала дама – Маргарет Тэтчер. И другие представительницы прекрасного пола были воодушевлены её примером, стараясь доказать, что они не хуже мужчин. Это не могло не отразиться на моде, стала актуальной тенденция «осознания тела». Некоторые из представленных на выставке костюмов наглядно демонстрируют умелую работу дизайнеров с формами женского тела. Облегающие платья с открытым верхом, декорированные пайетками, бисером, бантами, воланами рассказывают нам историю об изящной и хрупкой женщине 80-х.
Вместе с тем, здесь мы можем увидеть сдержанные по цвету и форме костюмы «Chanel», создающие образ энергичной, властной, уверенной в себе и деятельной дамы. Особенностями стиля этих моделей являются квадратные плечи, карманы с клапанами, почти монохромная гамма. Именно в такой одежде могла ходить бизнес-леди 80-х, и был даже стиль, получивший название power dressing.
В экспозиции представлены не только костюмы, но и аксессуары: бижутерия сумочки, пояса, очки, головные уборы, обувь и даже журналы той эпохи, тщательно закомпанованные в витринах по цвету и стилю ассистентами Васильева. Здесь можно увидеть и личные вещи знаменитостей, например, сумочку Надежды Румянцевой и платье Валентины Толкуновой.
Для меня интересной находкой стал красный костюм «Yves Saint Laurent», состоящий из прямой юбки и блузы, декорированной соломой. Видеть вещи, украшенные пайетками и бисером – не редкость в наше время, а вот соломой – это очень тонко и нестандартно. Тем более, эта СОЛОМА так обработана, ей вышит такой изысканный узор, что она производит впечатление шелковой ленты. И это хороший пример широты дизайнерской мысли и высокого уровня мастерства.
Ощутимым плюсом на выставке стали фотографии 80-х, раскрывающие дополнительные аспекты моды того времени. Например, была тенденция превращения нижнего белья в верхнюю одежду, когда Жан-Поль Готье трансформировал корсеты и пояса для чулок в современные костюмы. В 90-х идея подчеркивания естественной красоты тела продолжила развиваться и в исполнении других дизайнеров.
Довольно забавным выглядит платье из органзы с вышитым горохом от «Arnold Scaasi». Прозрачная ткань, разноцветные и разноразмерные горошины, бантик на шее, рукава-фонарики складываются в чистый и беззаботный образ. И хоть выставка и называется «Французская мода 80-х», некоторые платья произведены в США, и это в том числе.
Если вернуться к нашей стране, то советская мода 80-х была совсем другой. Какие-то тенденции просачивались, но в целом зрелище было скорее удручающее, чем праздничное. Не то, что костюмов было не достать – даже тканей. И эта выставка — настоящий подарок тем, кто оказался в это время за железным занавесом и мечтал о таких нарядах. Она может быть интересна и не заставшим этот период людям, поскольку многие тенденции того времени на пике моды сейчас. Да и что может быть лучше холодной карельской весной, чем яркие краски и ощущение фейерверка?