Залежи ртутных ламп заставили власть Карелии задуматься об утилизации
Одной из важнейших экологических проблем в городе весной 2000 года признали утилизацию ртутных ламп. По данным на 1991 год, более 200 тысяч таких ламп находились неутилизованными на свалках и в различных учреждениях по всей Карелии. Как известно, ртутное загрязнение относится к наиболее опасным видам экологических загрязнений окружающей среды. По причине повсеместного применения ртути и ее соединений в самых разных сферах жизнедеятельности, проблема контроля за утилизацией ртутьсодержащих приборов становится еще серьезнее.
«Одним из наиболее распространенных факторов загрязнения являются ртутные люминесцентные лампы, которые в настоящее время широко применяются в различных сферах промышленности и жилищного строительства», - пояснил директор департамента градостроительства и недвижимости Петрозаводска А.Н.Мовчан. А количество таких ламп 20 лет назад только на территории города было огромно. В контейнерах на свалке их насчитали 30 тысяч. Еще 35 тысяч хранились в школах и медицинских учреждениях совокупно. Всего же по Карелии требовали утилизации более 200 тысяч ртутных ламп. Деньги на уничтожение приборов выделяла городская администрация, что входило в ее непосредственные обязанности. Но в те годы власти не могли изыскать на это средств. Причина в том, что себестоимость утилизация возросла.
Если в 1997 году она составляла за одну лампу 2 рубля 30 копеек, то в 2000 году она перевалила за 5 рублей. Таким образом, процесс утилизации стал не только экономически не выгоден, но и убыточен. Выход, по мнению городских чиновников, можно будет найти в строительстве своего предприятия (свежо предание, мы до сих пор этого ждем). А тогда опасный ртутный груз возили за заводы в Новгород и в Ленинградскую область. Возникает вопрос: насколько экологически безопасно появление такого завода-утилизатора на территории города Петрозаводска? «Мы не можем сказать — экологически вредно сейчас данное производство или не вредно. Поэтому с данной целью администрацией города организована комиссия по рассмотрению данных предложений. Фирмой «СДВ-Экология» подготовлен бизнес-план. Нами он был рассмотрен. И сейчас комиссия решает вопрос об экологической безопасности данного производства», - отметил Мовчан. Создание такого предприятия было только в проекте. А городские чиновники уверяли только одно: что такое производство снизит себестоимость утилизации ламп. Но в любом случае его работа в соответствии с экологическими требованиями безопаснее бесхозного лежания этих ламп повсюду, со всеми вытекающими отсюда ядовито-ртутными последствиями.
А в выставочном зале салон «Лигея», что в филармонии, весной 2000 года открылась выставка скульптуры Людвига Давидяна. Вернисаж был приурочен к 65-летию мастера. То есть сейчас мы поздравляем Людвига Карапетовича с 85-летним юбилеем! Выставка была посвящена женским образам (все таки открылась в марте) и носила название «Женщины и Музы». Людвиг Давидян родился в 1935 году в Баку. А в 60-е годы приехал в Петрозаводск, в котором прочно обосновался и который не покидал уже никогда. Сразу же художник стал принимать участие в многочисленных коллективных выставках карельских авторов. Неоднократно его произведения экспонировались в Москве, на крупнейших Всероссийских выставках и за рубежом. Скульптор создал большое количество мемориальных памятников. В Карелии наиболее известная из его монументальных работ — мемориал с Могилой Неизвестного солдата в Петрозаводске, созданный в соавторстве со скульптором Акуловым и архитекторами Андреевым и Воскресенским.
В свое время авторский коллектив был удостоен за свою работу государственной премии КаССР. Мы же с вами знаем и более позднюю работу мастера: бюст Маршалу Жукову, о работе над котором мы рассказывали в нашей рубрике. Но сама юбилейная выставка была целиком и полностью посвящена женским образам в творчестве мастера. Женская тема раскрывается Давидяном в серии портретов, а также в скульптуре малых форм. Художник работал с различными материалами: камнем, бронзой, алюминием. Но для каждого образа он выбирает свой материал и индивидуальную стилистику. Наряду с работами, выполненными в традициях классического искусства, в арсенале автора также имеются и декоративные работы.
Таким было 21 марта ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году?