В связи с юбилеем епархии Карелии вспомнили о занятных фактах истории
Ровно 20 лет назад решением епископа Петрозаводского и Карельского, которым в те годы был Преосвященный Владыка Мануил, празднование 170-летия Олонецкой епархии, носящей тогда название Петрозаводской, стало приурочено ко Дню карельских святых. Юбилей торжественно отметили 16 ноября 1998 года. Сегодня мы поздравляем всех причастных с этой датой и предлагаем посмотреть репортаж, снятый в тот день к торжествам и рассказывающий об истории епархии.
Как заведено в родном Отечестве, для того чтобы в жизни провинции произошли какие-либо изменения, необходимо указание из столицы. Посетивший в начале позапрошлого века Олонецкую губернию ревизор господин Баранов исследовал состояние дел с христианской нравственностью и пришел к весьма неутешительным выводам. Сотрудник Национального архива РК Т.В.Сорокина, листая документы, рассказала: «Ревизор счел состояние нравственности в губернии неудовлетворительной. И одной из важных причин назвал малое количество храмов божьих на обширных пространствах уездов, малочисленность православных священников и недостаточный уровень их образования. А также наличие большого числа раскольников». Реакцией центральных властей на, как бы мы сказали сегодня, кризис карельской духовности стал указ Святейшего синода, подписанный 22 мая 1828 года Николаем Первым «О создании самостоятельной Олонецкой епархии».
Первым епископом образованной епархии стал преосвященный Игнатий. Когда пастырь прибыл в Петрозаводск, он обнаружил, что его никто не встречает. И вынужден был ждать довольно долго на Соборной площади, пока горожане, в том числе и ответственные за встречу, не вспомнили о нем. А чем же были так заняты жители губернской столицы? Оказалось, все собрались на пристани поглазеть на первый в только что открывшейся навигации пароход! Показательный пример духовных приоритетов горожан. В конце 90-х годов 20 века состояние православной церкви не сильно отличалось от того, что обнаружил господин Баранов 170 лет назад. Число церквей и священнослужителей значительно сократилось за 70 лет диктатуры пролетариата. Роль раскольников успешно выполняли различные тоталитарные секты. Их проповедников государственные мужи встречали с не меньшим энтузиазмом, чем представителей традиционных российских конфессий. Видимо, таким образом демонстрировалась приверженность провозглашенной в Конституции свободы совести. Отец Иоанн Тереняк, который в те годы был секретарем епархии, сказал: «Это печально. Потому что есть, ну что ли такая попытка внести межрелигиозную рознь в нашей стране. Не со стороны православной церкви, а со стороны тоталитарных образований».
В отличие от властей коммунистическая оппозиция всячески пыталась демонстрировать свою приверженность именно идеям православия. Это вызывало удивление не только у сторонних наблюдателей. Православная церковь не забыла семидесяти лет истребления священнослужителей и разрушения храмов. Хотя не материальные, и даже не человеческие потери считала самыми тяжелыми. «Потеря нравственного стержня и те последствия, которые сейчас мы видим – это последствия советской политики по отношению к церкви», - пояснил отец Иоанн. Тем не менее, руководствуясь принципами всепрощения, за которые ей не раз доставалось от уверовавших в диалектический материализм, православная церковь готова была принять всех в свое лоно. Если, конечно, люди ищут духовного утешения, а не сиюминутную политическую выгоду. Отец Иоанн предупредил: «Возврат в церковь и становление православным христианином — это приветствуется.
Но если компартия использует верующих в своих целях, конечно, это все будет не очень приятно. Сомневаюсь в пользе этого мероприятия». За тысячелетнюю историю православия на Руси оно не раз подвергалось тяжелым испытаниям, когда само существование церкви находилось под угрозой. Может быть потому православная церковь оставалась влиятельной силой в России, что ее базовые принципы прошли все испытания и остались просты и неизменны. «Мы все люди одного Бога, все — творения одного Бога. Если мы это почувствуем, осознаем, конечно, не будет и раздоров, не будет взаимоненавистных претензий и разного рода высказываний», - подытожил отец Иоанн. Мы же можем отметить, что за прошедшие 20 лет многое изменилось: были построены новые церкви в самом Петрозаводске и в районах Карелии. Также была завершена реконструкция храма Александра Невского, который стал кафедральным собором в столице республики.
В этот же день правительственная делегация побывала в местечке, которое своим названием оскорбляет слух всех православных верующих Карелии. Это Бесовец. Там базируется 159-ый авиаполк. Председатель правительства РК Сергей Катанандов и целая когорта карельских военкомов прибыли в эту часть, чтобы лично поприветствовать летчиков, заступающих на первое боевое дежурство после возвращения полка из Лодейного поля, где наши многоцелевые истребители Су-27 полгода ждали окончания ремонта взлетно-посадочной полосы Бесовецкого аэродрома.
Недавно мы рассказывали о жизни летчиков подробно. После приветствия и теплых слов летчики заступили на боевое дежурство, под которым подразумевалось доведение самолетов до состояния возможного взлета и не более того. Дежурным «сушкам» взлетать приходилось лишь при угрозе нарушения воздушных рубежей нашей Родины. Чаще всего, по словам летчиков, угрожали нашим границам небольшие частные самолеты из Скандинавии. Однако, даже в таких случаях демонстрация силы не помешает: граница есть граница. Уже покидая Бесовец, журналисты решили выяснить, не страшно ли управлять такими грозными боевыми машинами, на что пилоты ответили анекдотом.
Таким было 16 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.