18 августа 2021, 08:00

В правительстве Карелии устроили выволочку тем, кто прятался от прессы

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 18 августа в 2001 году

На заседании правительства Сергей Катанандов ровно 20 лет назад поднял тему непростых отношений чиновников и средств массовой информации. Глава республики напомнил государственным мужам об их обязанности предоставлять журналистам информацию. Иногда очень хочется, чтобы и сегодня такие напоминания время от времени делались на заседаниях правительства.

То и дело в республике разгорались скандалы, связанные как раз с такими отношениями:  чиновник VS СМИ. Главная причина скандалов – государственные мужи отказывались давать интервью, комментировать те или иные события. Тем самым нарушая статьи закона о Средствах массовой информации. Телезрители канала «Ника», например, запомнили такой случай: в программе, посвященной реформе ЖКХ, согласились принять участие несколько руководителей коммунальной сферы Петрозаводска. Но в назначенный час директора в студию не пришли. Все они получили указания сверху в программе не участвовать (напомним, в те годы большинство предприятий ЖКХ были муниципальными). Ситуация повторилось с программой «Городовой». Вадим Учаев, руководитель департамента Петрозаводска по городскому хозяйству, отказался отвечать горожанам на вопросы на тему плохих городских дорог.

В правительстве тоже не все любили давать интервью. Один из заместителей председателя правительства республики Борис Житний отказал в комментарии журналисту ГТРК «Карелия» Виктору Максимову. Этот факт возмутил не только рядовых жителей, но и Сергея Катанандова, так как отказов Максимов не любил и рассказал о ситуации в своей программе.

«На всю Карелию правительство сегодня выставлено на посмешище! Почему вы уклоняетесь? Когда вы дадите интервью государственному каналу?», - строго вопрошал Глава республики. «Завтра», - ответил Житний.

Сергей Катанандов настаивал на тезисе, что работа чиновников всех уровней должна быть прозрачной. Они не имеют права отказывать в интервью. А скандалы, связанные с руководителями такого ранга, просто недопустимы:

«Коллеги, я просил бы обратить внимание на этот случай. Дешевый авторитет много желающих заработать. Но чтобы мы были недоступны, что у нас есть какие-то секреты от публики, от уважаемых людей – это же смешно», - напомнил подчиненным Сергей Катанандов.

Он еще раз напомнил чиновникам республики, что закон един для всех: «Еще раз повторю: государственные каналы, государственные средства массовой информации или частные каналы, любые средства массовой информации в соответствии с законом имеют право на информацию о деятельности правительства, наших структур». Журналисты надеялись, что подобный разговор заставит чиновников осознать: контакты с прессой – это не личная прихоть. Это обязанность чиновника перед законом и обществом. Но сменялись губернаторы, менялось у чиновников и отношение к СМИ.

На некоторых руководителей очень хочется иногда подать в суд за их халатность или безответственность, за то, что не исполняют закон. Но в суд у нас подают крайне редко, предпочитают решать проблемы, не привлекая третьих лиц. Тем удивительное дело, которое рассматривали в суде ровно 20 лет назад. Шло в 2001 году так называемое судебное разбирательство «по делу Редько». Отряд оперативного реагирования УВД под руководством Николая Редько просуществовал девять лет – с 1991 года по 2000 год. Когда отряд распался, бывшие подчиненные обвинили своего начальника в злоупотреблении служебным положением. Всплыли также и факты неуставных отношений в системе МВД. Судья, ведущая это дело, назвала его неординарным.

По свидетельству судий, мужчины редко обращаются в суд с просьбой наказать кого-то за клевету и оскорбления. Тем более – мужчины в погонах. Тем не менее дело по обвинению Николая Редько тянулось уже год. И оно было не единственное. 8 сотрудников бывшего отряда быстрого реагирования обратились в суд с одинаковыми исками.

«Николай Иванович Редько много лет у нас был командиром подразделения. Несколько лет подряд он оскорблял, угнетал и, будем так говорить, применял неправильные действия к своим сотрудникам», - пояснил один из истцов Борис Соколов. Адвокат ответчика Редько Наталья Кудрина возразила: «Имеются определенные правила поведения в определенной среде. Если люди на протяжении долгого времени употребляют в отношении друг друга определенный набор слов, даже если они и не нормативные, эти слова, то в последующем использовать это как повод для взыскания какой-то суммы, по-моему, не по-мужски».

Адвокат считала, что в основе конфликта лежат неприязненные отношения между руководителем и его подчиненными, которые необязательно было выносить на суд. Но раз уж такое случилось, сторона ответчика Редько не собиралась оставаться в долгу: «Всякое действие порождает противодействие. Разумеется, мы так это не оставим». Ответчик был готов к сражению, а вот истцы – не очень. Заседание суда в тот день не состоялось, так как адвокат и свидетели заявителей не явились. Суд отложили еще на два месяца.

Петрозаводский клуб военной истории «Стягъ» вернулся домой после участия в общероссийских рыцарских боях. Единственный в России старинный замок находится в Выборге, и этот памятник средневековой архитектуры стал местом проведения фестиваля «Рыцарский замок».

Реставрацией военных доспехов Сергей Михайлович Титов занимался на тот момент уже 25 лет. Говорил, что романтика рыцарских боев привлекала его с детства. Будучи историком по образованию, он не один год провел в библиотеках, по крупицам восстанавливая исторический облик рыцарей разных эпох. Но наибольший интерес у него вызывала Древняя Русь.

«Бытует мнение, ахинея, что чуть ли не лапотная крестьянская пехота на Руси была. Это неправда. Это было настоящее рыцарское войско, как и в Германии, Польше, Венгрии, Франции. Только они одеты немного по-другому были». Готовая кольчуга, которые создавал Титов, должна была быть точно такой же, как ее прародительница. На ее изготовление уходило примерно полтора месяца. Существует много способов плетения кольчуги. Сергей Михайлович показал свой способ, тайны из этого не делал.

Больше времени уходило на выполнение доспеха из пластин. Но он был и надежнее. А основной секрет непробиваемости рыцаря – гамбезон, то есть то, что рыцарь надевает под доспехи. Обычно это стеганка или поддевка из войлока. Так доспехи могут выдержать любой удар. Вес одного нагрудника пять килограммов, а вес полной экипировки – более тридцати килограммов. Сражаться в таком костюме непросто, но любители ратных боев говорят, что в этом деле главное навык, тренировка. Надевать доспех тоже непросто. Как пошутил Сергей Михайлович, за 45 секунд, как солдату по тревоге, не успеть. Приходится прибегать к помощи оруженосца.

В таких доспехах наши участники клуба военной истории выступили на всероссийском фестивале в Выборге. В бою нашим парням удача не улыбнулась, они не взошли на пьедестал почета, а вот их доспехи были оценены по достоинству. Рубились наши рыцари, впрочем, на совесть. Без травм не обошлось, хотя, как вы понимаете, мечи для сражений нельзя назвать холодным оружием. Это муляжи, которые затачивать запрещено правилами. «Но даже затупленное, это все равно оружие, нанести им травму можно», - сказал Сергей Герасимов, еще один участник «Стяга». На фестивали и турниры клуб зарабатывал сам. Не всегда хватало финансов, чтобы ездить по стране, чтобы заказывать хорошие костюмы. Увлечение это было сложное, финансово затратное, тем не менее, находились охотники пополнить ряды «Стяга».

Таким было 18 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.