В парламенте Карелии посчитали, сколько там ездят на служебной машине
Ровно 20 лет назад в карельском парламенте наибольшую дискуссию вызвал вопрос о самих депутатах. Одна из них, Галина Погудалова предложила отменить право парламентариев на бесплатный проезд в общественном транспорте. Соответствующий комитет после того, как эта инициатива несколько раз уже прошла обсуждение, рекомендовал ее отклонить раз и навсегда. Депутат Погудалова обратила внимание на то, что многие из нынешних народных избранников накануне выборов, которые прошли в апреле 1998 года, обещали электорату со льготами покончить: «Очень активную позицию занимали многие депутаты. Я была очень им благодарна, что наконец-то этот вопрос мы можем осуществить». Голосовать за свою поправку Погудалова предложила поименно.
Вышедший на трибуну депутат Алексей Мосунов (который всегда был на стороне народа, за что его люди очень уважали) не стал скрывать, что будет голосовать против: «Это закон о пересаживании всех на служебные машины, вот и все. И выйдет значительно дороже. Мы и на комитете так рассуждали. Но потом мне начали говорить: мы не знали, что ты такой мелочный и жадный. А я говорю — если бы я был такой, у меня вон 3 депутатских мандата Петросовета лежат, я бы по Петросоветовскому ездил бы до конца года. Я не хочу быть врагом человечества, но с другом стороны я не хочу и голосовать против самого себя. Иначе давайте так — мы начнем считать, кто сколько ездит на служебных машинах. Вот точно начнем. Сейчас пока не считаем. А особенно когда выборы будут приближаться, точно все посчитают. Про себя скажу — ездил один раз. Нет, два! Мне кажется, это такой законопроект, который просто на публику... Я не хочу никого обидеть». Вопрос о популизме тут же получил дополнительный комментарий от Ирины Петеляевой, которая уже в те годы была депутатом: «Легко отменять ту льготу, которой все равно будешь пользоваться. Потому что большинство здесь сидящих уже являются ветеранами труда, имеют определенные льготы, и все равно будут ездить бесплатно. Тем более, большинство здесь сидящих ездят на машине Законодательного собрания. Когда в июне первый раз поднимался этот вопрос, я провела анализ: я была на первом месте, кто ездил на работу с больной ногой. На втором месте Галина Николаевна Погудалова».
Александр Лукин предложил каждому депутату решать вопрос о бесплатном проезде для себя самостоятельно: «Я просто достаю 1.50 и плачу. И этого вопроса для меня давно нет. А насчет Галины Николаевны, я не сомневаюсь, что она совершенно искренне вносит эту поправку». В завершении Галина Погудалова довольно бурно попросила не путать ее принципиальную позицию о том, что все депутаты могут и должны оплачивать свой проезд, с популизмом. Прения после этого свернули, а инициативу Погудаловой большинством голосов отклонили.
Предвкушали в эти дни и бурную дискуссию у депутатов Петрозаводска. На сессии в феврале 1999 года должны были решать кадровые вопросы городской администрации. Накануне стало известно, что в адрес главы местного самоуправления, то есть мэра Андрея Демина из министерства внутренних дел Карелии было направлено письмо, в котором сообщалось об имеющейся оперативной информации в отношении неких работников городской администрации, которые в угоду своим корыстным интересам нарушают действующее законодательство.
Упоминалось имя Людмилы Союнен, кандидатуру которой планировалось выставить на сессии городского совета на утверждение в должности председателя комитета по экономике. На планерке в мэрии в тот день традиционное место Людмилы Союнен оказалось пустым. В конце совещания Андрей Демин сообщил, что обвинения в коррупции в адрес мэрии требуют проверки: «Первое. Сегодня 15 февраля, 10.30 утра. О документе вы рассказали 12 февраля. Но в управление делами этот документ еще не поступал. Второе. Все факты, которые изложены в документе, будут тщательнейшим образом проверены. И на основании этого будут сделаны выводы. Ничего скрывать мы не собираемся. Наоборот — собираемся разобраться по полной программе». Также мэр сообщил, что в повестке дня завтрашней сессии Петросовета в части кадровых вопросов возможны изменения. Кстати, отсутствие в канцелярии городской администрации письма из МВД не говорило о том, что содержание его не было известно мэру.
Упомянутая в письме министерства внутренних дел Людмила Союнен заняла пост исполняющего обязанности главы комитета по экономике сразу после избрания Андрея Демина мэром Петрозаводска. Правда, с полным правом ее можно было назвать человеком из команды и другого мэра — Василия Попова, тогдашнего главы самоуправления Олонца, а в прошлом руководителя известной фирмы «Ленторг». Союнен руководила одним из подразделений этой фирмы — «Ленобщепитом», и занималась питанием школьников в нескольких учебных заведениях Петрозаводска.
А затем руководила общественным советом по детскому питанию, созданном при участии организации Андрея Демина «Республика», и одновременно являлась директором газеты «Губерния», в состав учредителей которой входил и Василий Попов. Кстати, интересно, что именно Попова бизнесмены столицы Карелии назвали одним из организаторов, в том числе и в качестве депутата Законодательного собрания, кампании против ларьков и мини-рынков, явно читающейся и в действиях петрозаводского мэра. Предприниматель Дмитрий Шеремет сказал: «Все понижающие поправки, которые внесло правительства (было такая законодательная инициатива), фактически были отметены основной группой депутатов во главе с Василием Анатольевичем Поповым. Видимо, он надеется уйти от этого закона, зато уничтожить при этом мелко-розничную торговую сеть». Забегая вперед скажем, что в должности заместителя мэра на следующий день кандидатуру Союнен не утвердили.
Таким было 18 февраля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.