19 декабря 2018, 08:00

В библиотеке Петрозаводска хотели ввести платные услуги для студентов

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 19 декабря в 1998 году.

В конце 90-х многие городские библиотеки были вынуждены отказаться от былого количества поступлений новых книг и периодических изданий. Причина все та же — недостаток финансов.

Любая изба-читальня без регулярного поступления новых изданий рискует превратиться в обычное книгохранилище, год от года все меньше удовлетворяющее запросы читателей. Запросы, между тем, наоборот — росли. Особенно у студентов, которые ходили в научную библиотеку ПетрГУ. Она ровесница вуза, под крышей которого и располагается не один десяток лет. Сами фонды начали составляться еще с 1932 года. 20 лет назад библиотека предлагала около 900 тысяч изданий. Ежедневно около полутора тысяч студентов приобщались к различным книжным премудростям.

Директор библиотеки ПетрГУ М.П.Отливанчик заявила: «Надо сказать, что у нас народ очень читающий, очень активный. И даже в те времена, когда говорили, что у нас в стране идет спад читательской активности, мы этого никогда не наблюдали. Потому что ни студент, ни ученый обойтись без книги не может». Студенты да и ученые отказались от поездок в столичные библиотеки за книгами, так как это было весьма накладно и для студенческой стипендии, и для жалованья доцента. Выручали только родные фонды. Ну а их комплектация с 1995 года сократилась. Именно тогда университет начал получать деньги только по двум статьям — стипендия и зарплата. «Ни на какие другие расходы у университета денег нет. Но тем не менее, мы покупаем литературу, мы оформляем ежегодно подписку, мы существуем. Потому что библиотека без новых книг существовать не может. Мы не хотим быть просто книгохранилищем», - сказала директор.

Тем не менее, не случайно сами сотрудники библиотек называли государственное отношение к своему труду профессиональной дискриминацией. Рядовой библиотекарь получал 360 рублей в месяц, а на вопросы о надбавках из местного бюджета ему отвечали, что университет финансируется лишь федеральной казной. Поняв, что милостей от нее ждать бесполезно, научная библиотека за пополнением своих фондов обратилась к другим источникам: это отчисления с обучения платных студентов, научных грантов и госбюджетных проектов. Подписка же оформлялась за счет подготовительных курсов. Неслучайно в тиши библиотек заговорили и о платных услугах. Но за пользование книгой бедному студенту платить было не надо. «Пару лет назад один из членов совета предложил, например, выдавать учебную литературу за деньги. Я категорически против этого выступаю, потому что, понимаете, студенты сегодня в неравных условиях. У кого-то богатые родители, кто-то подрабатывает в фирмах, работает и учится. То есть кто-то имел бы право воспользоваться такой услугой. Но большинство из студентов люди небогатые,и они были бы лишены этого права. Поэтому выдавать литературу за деньги, я считаю, нельзя», - заверила директор. С опаской библиотекари думали и про состояние книгохранилища. Недавняя авария старых труб и сантехники показала, что и ценные книги и фолианты 3-вековой давности, которые составляют здешнюю гордость, находились под угрозой.

Просматривая архивы можно с удивлением констатировать — оказывается, серьезные потепления перед Новым годом случались и раньше! Например, в 1998 году тоже все растаяло и потекло, что отразилось на настроении наших водителей и людей, чувствительных к переменам климата. Погода явно не способствовала созданию новогоднего настроения. А до единственного действительно всенародного праздника оставалось меньше двух недель. Капризы природы не были единственной причиной, по которой желание веселиться у горожан отпало. Капризы родного правительства случались, к счастью, реже, зато портили настроение на дольше. Тем не менее, не взирая на все природные и экономические неурядицы, Новый год наступил, как обычно, в полночь 31-го декабря.

И в этом убеждали горожан прежде всего те, кто заранее позаботился об украшении города. Рассчитывать, как в прошлом году на сугробы было явно невозможно, поэтому дворец изо льда на площади Кирова решили не строить. Зато в городе появились настоящие, живые елки. Тогда еще не стало обычаем ставить искусственные. Впрочем, та, что возникла на Кукковке, выглядела не слишком оптимистично, видимо, согнулась под бременем своих забот. Возможно, ее настроение улучшили украшения. Их как раз развешивали на главной елке на площади Кирова: «Всего запланировано 8 объектов наряжать. Уже вчера сделали на площади Гагарина. Площадь Ленина уже сделана. На Кирова — третья. Сейчас вот подготавливают на «Юности», сегодня скорей всего поставят». Кстати, в том году количество устанавливаемых елок сократилось. То ли из-за отсутствия денег, то ли ради сохранения родной природы там, где это возможно, украсили уже имеющуюся растительность.

Новости достижений карельской промышленности. В конце 1998 года на Онежском тракторном заводе сошел с конвейера новый трелевочный трактор семейства «Онежец» марки ТЛТ-100. С выпуском этой машины на ОТЗ закончился определенный этап по освоению базовой модели. В новом 1999 году конструкторы завода при разработке тракторов такого типа стали отдавать приоритет дизайну и улучшению условий труда водителей.

Трактор ТЛТ-100 был оборудован кабиной, отвечающей всем действующим нормам, и, по мнению специалистов, при работе в сложных лесных условиях в них можно было чувствовать себя комфортно. Испытатель Владимир Дроздов подтвердил: «Очень удобно управлять этим трактором. Управление лучше сделано в кабине, сиденье удобное. Чувствую себя в нем хорошо, приятные ощущения». Кроме этого за счет повышенной проходимости новая техника могла работать во всех климатических условиях, на любом грунте и в глубоком снегу.

Таким было 19 декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.