У ни в чем неповинных сотрудников бухгалтерии отобрали помещение
Сказку, где была избушку ледяная и лубяная, помните? Организаций в Петрозаводске в начале нулевых было много. А помещений мало. У централизованной бухгалтерии дошкольных учреждений здание было хорошее. А у управления социальной защиты — плохое. Как же быть? За счет первых администрация города пыталась решить жилищные проблемы вторых. Так решили в мэрии ровно 20 лет назад. Чем занималась центральная бухгалтерия, с которой решили так поступить? Приносила большую пользу. Все суммы, требующиеся на содержание различных детских учреждений, считала до копейки, что в непростое время нехватки финансов безумно важно. Тем более, что иногда возникали конфузные ситуации.
В Петрозаводске этим делом (и многим чем еще) была занята центральная бухгалтерия №2: «Все садики у нас сдают табеля каждый месяц на оплату труда. В группу питания приходит каждый кладовщик. На сверку. Потом сдают отчеты. Приходят родители». Бухгалтерия располагалась в здании бывшего детского сада, рассчитанного на 12 групп, в котором когда-то 300 ребятишек обслуживал персонал 50 человек. А в этом коллективе было 80 человек, которые считали наши денежки. Им было тепло и уютно в просторном здании. Кстати, впервые за последний десяток лет! А меняли место службы за это время работники калькулятора четыре раза.
«Нормальные человеческие условия в кои-то веки! Сидели бухгалтерии и на Герцена, в деревянном доме, где до сих пор «школьники» сидят. Потом на Первомайском проспекте, в этом бараке, двухэтажном, разбитом», - жаловались сотрудницы.
Но тут прошел слух, что придет идиллии конец, и бухгалтерию опять переселят. «Все это делается втихую. И здание, в котором нам предлагают работать, оно очень маленькое», - жаловались женщины. Тихое переселение продолжалось давно. За несколько месяцев никто из власть предержащих не снизошел до встречи с коллективом. Особое недовольство у женщин вызывало поведение когда-то, как они утверждают, галантного мужчины, который когда-то возглавлял управление образования мэрии, а в 2000 году был заместителем главы администрации — Сергея Свидского. Сотрудницы негодовали: «Свидский нам говорил: главное — тихо. Чтобы было тихо. И мы до последнего дня ведь досидели тихо!» В последний день к ним приехали в гости (а может, уже к себе домой) — сотрудники городского управления соцзащиты, которым, по слухам, должны были отойти апартаменты (у них и правда, были большие проблемы с помещением). Но бухгалтеры любили свой дом почти так же, как и детей. И не собирались переезжать на улицу Горького. Да и жильцы того дома не очень этого хотели: «Они тоже писали письма, и Путину писали, что они против». Начальства много, правды мало. У кого искать защиты, работники центральной бухгалтерии не знали. Разве что у СМИ.
В начале 2001 года в Петрозаводске состоялась первая совместная пресс-конференция республиканских правозащитных организаций. На ней карельские депутаты Всероссийского чрезвычайного съезда в защиту прав человека рассказали о своей поездке в Москву. По их мнению в стране уже тогда наблюдалась отчетливая тенденция к тоталитаризму. Гражданские права россиян в опасности — к такому выводу пришли участники Всероссийского чрезвычайного съезда. Трое членов карельской делегации поделились своими впечатлениями с журналистами. Секретарь Молодежного правозащитного союза Карелии Сергей Табаков рассказал: «В обращении Елены Боннэр, она была почетным председателем оргкомитета съезда, есть такие слова: раньше мы помещались на одной кухне. А сегодня вас не может вместить огромный зал». Небольшое количество правозащитников на кухнях при советской власти компенсировалось их обилием в лагерях. Эти недавние времена на удивление быстро забылись. О чем свидетельствует, например, количество журналистов, пришедших на встречу с правозащитниками (кстати, известные правозащитники приезжали и к нам в Карелию из столицы, при желании нам было кого послушать). А ведь именно попытки властей ограничить свободу слова стали одной из главных причин созыва чрезвычайного съезда в защиту прав человека. В его общей резолюции содержался перечень еще около двух десятков областей, в которых происходило ограничение или нарушение прав и свобод российских граждан. Однако не было заметно особой реакции общества на то, что правозащитники называют «ползучим конституционным переворотом».
Не слишком волновал он и парламентариев страны, судя по всему. На чрезвычайном съезде правозащитников были замечены представители только СПС и Яблока. Депутаты, входящие в другие фракции, видимо, не разделяли обеспокоенности общества соблюдением прав человека. Народным избранникам неплохо было бы помнить о том, чем закончилась предыдущая попытка построения гражданского общества в России. В конце 1917 года матрос Железняк предложил депутатам Учредительного собрания закончить прения и покинуть зал, потому что «караул устал ждать». С тех пор, как известно, Учредительное собрание в России больше не собиралось.
Таким было 1 февраля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото realnoevremya.ru)