В урочище Сандармох прошла Всероссийская массовая акция «Покаяние»
Ровно 20 лет назад в урочище Сандармох, что под Медвежьегорском, несколько тысяч человек, чьи родные были репрессированы в 30-е годы, впервые оказались на месте расстрела и захоронения своих близких. Акция «Покаяние» имела всероссийское значение. В Сандармохе кроме русской и финской речи была также слышна украинская, польская, немецкая и даже итальянская речь. Акция в 1997 году была приурочена к 60-летию расстрела здесь печально известного соловецкого этапа, который, помимо элиты питерской и московской интеллигенции, включал в себя священников всех конфессий и несколько сотен сынов украинского народа. Главному памятнику еще предстояло занять означенное место. Однако Знак памяти соловецкого этапа, православная часовня и кресты украинской католической и автокефальной церквей уже встали посреди соснового бора.
Поиск подобных мест давно стал уделом всевозможных правозащитных организаций. В Сандармох в 1997 году приехал и патриарх российского правозащитного движения, депутат Государственной Думы РФ Сергей Адамович Ковалев.
Я совсем не сторонник того, чтобы на процессе по делу коммунистической партии были бы вынесены «нюрнбергские приговоры». Нет. Еще раз говорю — я противник всякого рода законов о люстрации. Но историческая вина этой партии и ее власти должна была бы быть все-таки жестко установлена в судебном процессе,
- заявил он.
Большую роль в том, что Сандармох стал известен во всем мире, сыграл поисковик Юрий Дмитриев, против которого недавно было возбуждено уголовное дело, которое многие правозащитники России считают «политическим».
30 октября отмечают в России как день памяти жертв политических репрессий. Помимо многолюдной акции в Сандармохе в том же 1997 году к этой дате в Медвежьегорском краеведческом музее была приурочена выставка, посвященная истории репрессий. Краеведы частично воссоздали обстановку тех лет: от типовой комнаты советского человека с неизменными патефоном и журналом «Новый мир», до элементов лагерного барака. Многочисленные стенды повествовали о строительстве Беломорско-Балтийского канала, о заключенных — жертвах режима, о строителях водного пути, о тех, кто сложил голову в карельской глуши, но также и о палачах, вершителях человеческих судеб в ГУЛАГе, и о том, как руководство страны пыталось перековать людское сознание в соответствии с новым порядком державы.
Оберегая себя от повторения впредь кошмаров политических или этнических чисток, общество 20 лет назад создавало различные институты и организации, озабоченные правами человека. Комиссия по правам человека под председательством главы правительства РК начала работу с весны 1997 года, но заниматься ей приходилось, к счастью, не политическими заключенными. Права человека нарушались иначе. Председателем комиссии тогда был журналист Анатолий Цыганков:
В основном вопросы, которые поступают членам комиссии, связаны с несогласием граждан с решениями судов. Это большая категория писем. Вторая категория связана с тем, что государство не исполняет свои функции — невыплаты пенсий, детских пособий и зарплат. И еще одна категория связана с тем, что законы, принятые в конце 80-х — начале 90-х годов, связанные с приватизацией, поставили людей в положение, когда они потеряли многое. И сегодня пытаются восстановить свои права на собственность.
На рассмотрение в комиссию принимали заявления граждан, уже прошедших все бюрократические законные круги, когда идти уже больше некуда. Однако сама комиссия является общественной организацией и не имеет полномочий отменить или пересмотреть вынесенные решения. Она может лишь еще раз обратить внимание органов власти на конкретную человеческую судьбу. Сейчас этот орган по-прежнему функционирует. В 2007 году была утверждена должность Уполномоченного по правам человека в Карелии или омбудсмен, тогда им стал Валентин Шмыков. С 2014 года эту должность занимает Александр Шарапов.
Таким было 30 октября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1997 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности