Национальный банк Карелии готовился принять деньги нового образца
Ровно 20 лет назад российские чиновники на все лады начали увещевать население страны о том, что деноминация — это совсем не страшно. Чем больше они об этом говорили, тем больше волновались простые жители. Сегодня каждый из нас может вспомнить и объективно оценить — наделала ли бед в семейном бюджете та самая деноминация. С уверенностью можно говорить о том, что для простых людей все прошло спокойно — ну поменяли деньги в банках на новые купюры, пересчитали в ведомостях зарплаты, стерли из памяти лишние нули... Были, конечно, и те, кто рассказывал, как плакал и жег деньги, которые не смог обменять на новые, ну или обклеивал стены сортира на даче. Но таких, положа руку на сердце было немного.
Итак, в связи с деноминацией рубля, пока граждане задавались вопросом: обманет их государство в очередной раз или нет, представители Национального банка вели разъяснительную работу. На пресс-конференции председатель Национального банка Республики Карелия Леонид Филиппьев на подобный вопрос ответил примерно так: из-за отсутствия государственного контроля возможен всплеск цен, но все регулирует рынок. Что касается предстоящей денежной реформы, то возглавляемое им главное финансовое учреждение Карелии готово провести ее в соответствии с приказом и нормативными актами Центробанка России.
Я могу вам сказать, что разменные металлические монеты мы уже завезли. Банкноты сейчас тоже будем завозить, и мы рассчитываем, что всю денежную массу в виде банкнот и металлической монеты мы к первому декабря иметь будем,
- отметил Филиппьев, убеждая не ударяться в панику.
К этой же дате пересчитали по новому рублевому курсы все тарифы, расценки, оклады, пенсии и вклады трудящихся. Кстати, в течение всего 1998 года в хождении были как новые, так и старые денежные знаки. Включая монеты образца 1961 года.
Иногда, даже имея деньги, не удается решить свои проблемы. Вот история одной семьи, которая обратилась к журналистам телеканала «Ника Плюс» за помощью, потому что больше никто слушать эту печальную историю не хотел. Тамара Алексеевна Захарова пожаловалась, что вскоре ей и ее дочерям будет негде жить:
Куда я с ребенком поеду? Вот видите, все на чемоданах, все собрано. Комендант мне говорит: «Когда вы освобождаете квартиру? Выезжайте!» Но мы же не задолжники, мы постоянно платим, соблюдаем все правила. Я ему говорю: «Что же мне — все вещи выкинуть и стоять тут на улице?» Выходит так. А ему-то что?!
Жила тогда Тамара Алексеевна в общежитии Главпочтамта по проспекту Урицкого (ныне проспект Александра Невского). В комнате была прописана ее старшая дочь, которая работала 6 лет на почте. После законного отпуска, проведенного за пределами Петрозаводска, дочери пришлось уволиться. Причин такого отношения Тамара Алексеевна никак понять не могла:
Звоню им и говорю: «Дочь не может выехать, нету денег и просит написать заявление за свой счет». А мне говорят: «Работать некому, мы ее уволим!» И бросила трубку.
После увольнения семейство попросили освободить комнату общежития. Тамаре Алексеевне и ее двум дочерям идти было совершенно некуда. За крохотную комнатушку семья платила в месяц 250 тысяч рублей. А удобств там не было никаких. Младшая дочь, девятилетняя Настя, например, спала в шкафу. И хотя в мэрии семейству Захаровых пообещали заступничество, Тамара Алексеевна настроилась на худшее.
Таким было 27 октября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1997 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности