Резкий скачок доллара заставил обменники Петрозаводска убрать продажи
В середине августа 1998 года в Россию пришел дефолт, обрушив и так с трудом удерживающиеся на плаву рыночные отношения. Помните эти черные дни? Ровно 20 лет назад в Петрозаводске доллар в некоторых банках и обменниках перестали продавать. Зато там, где он все-таки наблюдался, его сбывали по цене от семи рублей и выше (далее цена на него выросла на 20 рублей официально и постоянно повышалась, а до августа она держалась в районе 6 рублей).
В августе 1998 года еще теплилась надежда, что подобный скачок курса доллара — явление кратковременное, поскольку в те дни торги на Московской бирже закончились с относительно невысоким результатом — 6 рублей 43 копейки за доллар. Но власти уже задумывались о возможных последствиях, в частности о том, как повышение курса доллара скажется на предприятиях. Импортерам придется попотеть, чтобы собрать больше рублей для оплаты ввозимого товара. Зато экспортеры получат возможность заработать на высоком курсе доллара за счет поставок своей продукции за рубеж, что для Карелии, как для региона, ориентированного на экспорт, совсем не плохо. Однако, радужные перспективы пошли прахом – общая бедственная ситуация накрыла всех.
Задолго до этих событий в Карелии решением правительства была создана ВЧК (временная чрезвычайная комиссия), призванная улаживать экономические дела, потому что многие проблемы были пущены на самотек. ВЧК взялась следить за состоянием на предприятиях региона и вызывать руководителей на ковер. Уже в третий раз ВЧК обращала свое внимание на судостроительный завод «Авангард», где производство за годы перестройки упало в 150 раз.
На заседание временной чрезвычайной комиссии были приглашены руководители завода. Впервые серьезный разговор на тему уплаты налогов состоялся в марте. Дело дошло даже до суда, но после подписания соглашения с Пенсионным фондом судостроительный завод постепенно стал рассчитываться с долгами. За два летних месяца от предприятия поступило на счет фонда 610 тысяч рублей. Как пообещал заместитель генерального директора «Авангарда» Игорь Шарапов, в течение августа в Пенсионный фонд собирались отчислить еще 220 тысяч рублей. В свою очередь ВЧК предложило предприятию отработать схему расчетов по долгам с местным самоуправлением города Петрозаводска. А также к 15 сентября подготовить документы по реструктуризации долгов «Авангарда».
По сообщению транспортной милиции, в 1998 году к обычным вагонным кражам добавилось еще два бедствия: наркотики и воровство на станциях. Что касается наркотиков, то только накануне охранники правопорядка на железной дороге задержали курьера, везущего 2 килограмма марихуаны. Великий наркопуть пролегал от Санкт-Петербурга до Мурманска. И не в первый раз таким образом здесь провозили наркотики, преодолевая несколько таможенных постов. Подобные случаи наравне с кражами встречались все чаще, но тем не менее, кражи — это разговор особенный. Зам.начальника отдела уголовного розыска С.Н.Мисуркин пояснил:
Воруют часто. И в основном цветной металл с объектов железнодорожного транспорта. С вагонов снимают воздухораспределители, боксовые крышки. Мы уже специалистами стали по вагонному хозяйству.
Но специалисты-милиционеры сообщили также, что народ ворует всякий: от подростков и бомжей, до бывших работников железной дороги — обходчиков и путейных монтеров. Причем, милосердные охранники и сами иногда воров оправдывали:
Безработица же, как и везде. Люди совершают кражи в большинстве своем не для того, чтобы обогатиться. А для того, чтобы прожить хотя бы. Их экономическая ситуация в стране толкает на эти преступления.
С голоду воровали все: рельсы, лом нержавейки, кабеля, боксовые крышки. Кстати, если снять боксовую крышку, то это может привести к серьезной аварии, и состав запросто уйдет под откос. А поездные вагоны без воздухораспределительного механизма, который также охотно похищало голодное население, - все равно, что автомобиль без тормозов. В отличие от этих краж за свою личную поклажу граждане все же отвечали сами. В этом случае работники милиции с железной дороги дали добрый, но, пожалуй, бесполезный совет:
Самый лучший совет пассажирам, которые едут в отпуск или командировку, тем более те, кто везет крупные суммы денег, - лучше в поезде не выпивать. То есть не употреблять спиртных напитков, тем более с малознакомыми людьми.
Таким было 18 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности