Ремонт троллейбусов Петрозаводска оказался в надежных руках
Второй год подряд ремонтно-механический завод выигрывал тендер, объявленный городской администрацией на капитальный ремонт троллейбусов (это было ровно 20 лет назад). Неплохой результат для предприятия, на котором еще в 1997 году было введено внешнее управление, а производству грозила процедура банкротства. Процесс разрушения на РМЗ начался с 1994 года. А 1996-97 годы вообще в истории завода можно назвать временем глубокого кризиса. Реммех — одно из первых городских предприятий, на котором было введено внешнее управление. И также одно из первых, которое преодолело критическую ситуацию при этом так и не обанкротившись. За короткий срок внешнего управления была восстановлена платежеспособность предприятия, увеличено число рабочих мест, а также расширена сфера деятельности. В перечень последней вошел и капитальный ремонт автотранспорта, а именно — городских троллейбусов. Второй раз РМЗ участвовал в тендере, который объявила мэрия на починку троллейбусов, и второй раз выиграла конкурс.
«У нас уже огромный опыт. И соответственно, условия, которые мы дали для конкурса. Они были более интересными, более выгодными для города», - заверил Насиб Абдуллаев, генеральный директор ЗАО РМЗ. Выгода особенно очевидна, если сравнить суммы, за которые конкурсанты обязуются выполнить работы. Та же Вологда запросила за ремонт трех троллейбусов 780 тысяч рублей. РМЗ эти же работы проводит за 300 тысяч. При этом потраченные деньги вновь возвращаются в казну города Петрозаводска.
По правилам тендера администрация города выделила средства на ремонт транспорта. Каждый контракт, который подписывало предприятие с городом, содержал условия о финансировании до 40-50% живыми деньгами. Остальные суммы зачитывались налогами в городскую казну. «За первый опыт, который у нас с городом есть — это порядка десяти троллейбусов отремонтировано. И за каждый троллейбус город должен был бы платить живыми деньгами по 100 тысяч рублей».
Но ни копейки из того, что должен, город для РМЗ так и не перечислил, вся сумма была погашена в счет налогов предприятия в казну (что было бы невозможно сделать, заключи город договор с вологодским предприятием, к примеру). И тем не менее, завод, даже зная о таких условиях, соглашался с участием в каждом тендере и выигрывал. На то были причины. Первое — не хотелось утратить опробованную уже технологию капремонта кузовов троллейбусов. Перед первым участием в тендере РМЗ освоило технологию ремонта, и в этом деле тамошним начальством руководил не только производственный расчет, но учитывался и человеколюбивый принцип: «Троллейбусы все-таки возят людей, а не дрова». Кроме того, специалисты не хотели пускать на местный рынок конкурентов — тех же вологодских производителей. Так же иногда приятно расправляться с налогами путем взаимозачета. Ну и наконец работники РМЗ были рады стараться для родного города. Так как их завод расположился на его территории, старались они для его жителей. Плюс производственная репутация и возможность для дальнейшего роста.
На Онежской набережной звучали залпы орудий. Они возвестили петрозаводчанам и гостям столицы Карелии о том, что открылся единственный в России музей на воде. По такому случаю сам «Петр Алексеевич» (император Петр Первый) вышел на берег, чтобы лично лицезреть чудо из чудес, которое назвали музей «Полярный Одиссей». На открытии выступил президент клуба с одноименным названием Виктор Дмитриев, зачинатель всего «морского дела» в Петрозаводске: «Я рад и счастлив сегодня видеть вас на пристани. Большая работа, длительностью свыше 25 лет, завершилась».
Более двух десятков лет энтузиасты морского клуба путешественников и исследователей России возвращали из прошлого казалось бы давно преданные забвению традиционные типы судов и организовывали на новоделах старинных парусников исследовательские экспедиции по маршрутам отечественных первопроходцев. Открывшийся музей знакомил посетителей с историей создания этих судов. Здесь можно было увидеть фотографии, сделанные во время многочисленных странствий. И даже пройтись по палубе уникального судна. Центральное место в музее занимал коч «Помор».
«Коч стоит на блюдечке с золотой каемочкой, - пошутил Дмитриев, показывая высоким гостям их мэрии новый музей. - Поддерживаемый волнами деревянными, резными. И морские кони, тройка коней морских тащит его туда — в будущее». И они подняли рюмки за то, чтобы у музея было будущее. Во имя счастливого будущего о борт музея, как о борт судна при спуске со стапелей, была разбита бутылка шампанского. Это старая традиция. Благословить музей приехал из Санкт-Петербурга духовный наставник членов клуба «Полярный Одиссей». А отец Константин из Карельской епархии сказал: «Мы, люди верующие, говорим, что случайностей не бывает. Поэтому молимся Богу, чтобы Господь дал все потребное для того, чтобы это великое дело началось и продолжалось успешно». Священники провели чин освящения музея, который посетители могли в те годы найти на петрозаводской набережной Онежского озера.
В Петрозаводске в 2000 году планировали открыть единственную на Северо-Западе профессиональную балетную школу под покровительством российской Академии балета имени Вагановой. Это радостное известие прозвучало из уст ректора легендарной Академии Леонида Назирова, который приехал в Карелию, чтобы отобрать будущих улановых и кшесинских на учебу в мекку балетного искусства. Впервые всемирно известная школа приняла на учебу в 1738 году 11 девочек и 11 мальчиков десяти лет от роду. У тогдашних абитуриентов проверяли выворотность, подъем, гибкость, шаг и прыжок. Все эти качества, необходимые танцовщику, проверяются и по сей день во время первого отборочного тура. Отбор детей у нас осуществляли в три этапа.
В Петрозаводске первый тур прошли шесть человек. Их ждали далее в Петербурге, где состоялись второй — медицинский и третий — творческий туры. «Мы отобрали тех детей и те возможности, которые сегодня существуют для дальнейшего продвижения профессиональному образованию в области классического танца. Данные у ваших детей есть», - обратился к родителям ректор. Тем, кто пройдет все три тура, будет обеспечено место в Академии, где их будут бесплатно учить, кормить и предоставят место в общежитии. Но само пребывание в стенах прославленной Академии не гарантировало того, что ребенок непременно станет звездой.
«Что получится дальше — это один Бог знает, - честно предупредил Леонид Назиров. - У кого-то это точно может пойти. У девочек чаще всего это получается. У вашего Артема, может, появятся другие фантазии, может, он захочет на гитаре играть. Или футболистом стать. Мы же не знаем этого. Правильно? А навязывать творческую профессию нельзя. Она может идти только от желания стать артистом».
Таким было 12 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.