Православный праздник в Петрозаводске отметили массовым ристалищем
Главная пасхальная служба в Петрозаводске впервые за 70 лет в 1999 году проходила в стенах собора Александра Невского. Город вновь услышал праздничный колокольный звон в этом храме. Напомним, что помещение собора в 1929 году было передано под нужды Краеведческого музея. В 1991 году впервые городские власти задумались над тем, что этому зданию нужно вернуть его святое предназначение.
И спустя два года состоялась передача храма Петрозаводской епархии. Для того, чтобы провести восстановительные работы был создан Попечительский совет, куда вошли руководители крупных предприятий, организаций, фирм города. А также городские и республиканские власти. Но заново строили храм всем миром — только пожертвования петрозаводчан составили 39 миллионов рублей. И вот в светлое Христово Воскресенье собор Александра Невского распахнул двери для православных прихожан. Для того, чтобы все жаждущие посетить этот храм именно в Пасхальную ночь не передавили друг друга, вокруг здания был выставлен милицейский кордон и оградительные сооружения.
Народу собралось много. Но еще больше вобрал в себя Крестный ход, традиционный церковный ритуал. Службу провел Епископ Петрозаводский и Карельский Мануил. А в первых рядах стояли представители власти мирской.
В ближайшие семь дней православный мир отмечал Пасхальную неделю. Отслужив официальные молебны, пройдя Крестным ходом в честь наступления Пасхи, народ устремился на гулянья. И тут уж светлый праздник Воскресения Христова каждый отмечал по-своему. Народный массовый праздник сменил Пасхальную службу, и высокая проповедь храма уступила место народным песням и пляскам.
Пели и плясали в воскресенье повсюду, но особенно в Зеленом театре Парка культуры и отдыха. В отличие от храма Александра Невского, который впервые после 70 лет молчания обрел голос, христианские праздники в парке отмечались уже с 1993 года. Многим были известны проводимые здесь Рождество, Иванова ночь, Троица и, конечно, Пасха. Каждый праздник, с учетом его исконных народных традиций, гуляли всем народом вообще и фольклорным коллективом «Карельская горница» в частности.
В отличие от иных праздников, как, например, Рождества с его ряжеными и колядками, или Ивановой ночи с ее полу-языческим шаманством, Пасха — праздник в народе менее обрядовый. Но оттого, как видите, не менее любимый.
В то время, как одни праздновали Пасху песнями и плясками, другие отмечали Христово Воскресение не столь невинно. Участники фестиваля, посвященного годовщине Ледового побоища, на Господне торжество не нашли ничего лучшего, как скрестить мечи. Неизвестно, что для рыцарей на берегу Онежского озера было первично: то ли Воскресение Христово, то ли повод устроить Ледовое побоище, то ли массы праздного люда, который с готовностью играл роль зевак на ристалище.
И то, и другое, и третье, впрочем, помогло устроить небольшую заварушку типа войны. Клубы любителей военной истории и ролевых игр из Мурманска, Апатит, Северодвинска и Петрозаводска переносили на своих мечах и щитах изумленную публику в далекое средневековье. Все это называлось Открытием первого весеннего фестиваля ролевых игр. После Крестного хода граждане переносились в 12-ый век — время Крестовых походов. Ливонский орден и немецкие рыцари во льдах не затонули, но все же были повержены. Некоторые сценки не давали отрешиться от действительности.
Например, эпизод, когда подвыпившие древние скандинавы после сакраментального «ты меня уважаешь» начали рыцарский мордобой. Мимо идущий патруль — средневековый ППС — вошел в конфликт с крестоносцами, из чего следует, что отношения с порядком у народа всегда были натянутые. Остается только понять, так ли уместны молодецкие кровавые забавы в день светлого, а главное — мирного — Христова Воскресения. Но людей это не смущало. «Игра все это», - говорили они.
Таким было 15 апреля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?
Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.