23 августа 2018, 08:00

Полки магазинов в Петрозаводске опустели после финансового потрясения

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 23 августа в 1998 году.

Взлеты и падения рубля в августе 1998 года привели к тому, что цены начали бесконтрольно расти. В связи с этим согласно указу правительства Российской Федерации, правительства Республики Карелия и Госналогслужбы, местные налоговые органы начали рейдовые проверки обменных пунктов и торговых точек. Население не поверило ни главе Нацбанка, ни словам чиновников о том, что цены останутся на прежнем уровне после увеличения пресловутого валютного коридора. И правильно сделало.

Прилавки пустели, магазины закрывались на учет и переучет, после чего цены неожиданно вырастали аж в три раза. Это приводило в ужас даже бывалые фискальные органы. Поэтому налоговая служба решила провести серию рейдов по обменникам и разным другим торговым местам. Начальник отдела информации Госналогинспекции по РК Светлана Громова подтвердила:

Эти мероприятия направлены на недопущение искусственного завышения курсов иностранных валют. А также необоснованного роста цен. Такие рейды будут проходить постоянно, пока не спадет ажиотаж. В случае установления разницы между курсом покупки-продажи валюты, превышающей 15% установленной Центробанком России, мы будем оперативно информировать Национальный банк Карелии.

Особое внимание участники рейдов уделяли продовольственным товарам и товарам импортным, в том числе электробытовой технике. Было замечено, что на холодильники цены кое-где подскочили на одну тысячу рублей. Повсеместно подорожало спиртное, сигареты и другие продукты. Интересно, что в подобных ситуациях даже налоговые службы не могут вмешиваться в процесс установки цен. Цены ведь — дело торговое. Поэтому участники рейдов использовали такую тактику – привлекали к ответственности за вздернутые цены на товары, закупленные по старым ценам, то есть до 15-го августа. И это уже было дело подсудное, и фискальные органы обещали неприятности всем нарушителям. Прошло 20 лет, и вот снова доллар растет, а вслед за ним и цены на все. Где же комментарии и действия правительства?

Больше налогов, хороших и разных — воскликнуло тогда же, 20 лет назад, российское правительство. Под видом антикризисной программы все большему количеству налогов давали новую жизнь. И вот очередным российским законом ввели еще один — налог с продаж. Это при том, что народ и профсоюзы уже успели летом 1998 года возмутиться ростом других налогов и пригрозили забастовками.

Все новое — хорошо забытое старое. И налог с продаж нам уже был знаком. Во время перехода на рыночную экономику такой налог взимался с цены товара и заслужил прозвище «горбачевского». Начальник отдела Госналогинспекции по РК Л.В.Кузнецова прокомментировала:

А сейчас налог вводится официально. Налог предусматривает сбор вот этого налога с сумм, поступающих по налогу, и предусматривается направлять на социальные нужды малообеспеченных слоев населения. Это оговорено законом.

Законом также оговорена была максимальная ставка налога — не более 5%. Но могло быть и меньше! Как размер ставки, так и перечень товаров, которые не облагаются налогом, могла устанавливать местная власть, так как налог был сугубо местный, несмотря на свою «московскую» природу. И мог взиматься только после того, как его примут местные законодатели. Прибыль с налога по-братски делили местные бюджеты. Республиканская казна получала 40%, а бюджеты городов Карелии — 60%. Разумеется, налог повлиял на цены. Оплачивали и будут оплачивать налоги всегда потребители.

Республиканское правительство возлагало большие надежды на органы местного самоуправления, видя в них опору во всех экономических преобразованиях. Тогдашний министр экономики Андрей Кригер впервые после своего назначения встретился с руководителями районов. Глава Минэкономики подробно рассказал о работе по федеральным программам, которые были профинансированы всего на 17%. Для повышения эффективности работы экономических структур, было решено передавать в муниципальную собственность предприятия, находящиеся на территориях районов, как это сделали с лесопильно-мебельным комбинатом в Соломенном, он был передан в собственность администрации города Петрозаводска. На встрече не обошли вниманием и Фонд реконструкции и развития. Кригер был поражен безответственным отношением предыдущих властей:

Сегодня Фонд реконструкции и развития, я бы сказал, разбазарен. И самое главное в этом вопросе — деньги из Фонда — ни один глава не знал положения об этом Фонде. Этот Фонд служит и является только источником для развития территорий. Является возвратным. И направлен на финансирование только объектов социальной сферы, готовность которых составляет не ниже 80%.

Таким было 23 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности