Передел Карелии! Обиды малых народов толкнули политика на неверный шаг
Карельский конгресс ровно 20 лет назад представил свой проект закона о дополнительных гарантиях избирательных прав карелов, финнов и вепсов. А если депутаты ЗС РК его не примут, председатель конгресса обещал отстаивать права национальных меньшинств республики в федеральном собрании России, а также Анатолий Григорьев не исключил, что примет крайние меры – например, начнет «передел Карелии».
В 2001 году в парламенте Карелии не было ни одного депутата, который говорил бы на одном из трех национальных языков. Представители Карельского конгресса расценивали это, как дискриминацию коренных народов республики. И накануне выборов решили в корне изменить ситуацию, разбавив состав депутатов карелами, финнами и вепсами.
«Мы предлагаем количество депутатов не увеличивать – 57 человек, как записано в Конституции. Но часть из этих депутатов выбирать по национальным территориальным округам – семь депутатов: то есть четыре карела, двух финнов и одного вепса», - сообщил Григорьев, который хотел их выбирать в Олонецком, Калевальском и Вепсском округе. Прочие 50 депутатов пускай выбирают граждане на оставшейся территории Карелии, считал председатель Конгресса. Таким образом представителям конгресса наконец удастся попасть в ЗС, надеялся политик. По его мнению, депутаты найдут сотни отговорок, чтобы этого не допустить. В этом случае конгресс планировал пойти на крайние меры и обратиться к Президенту и парламенту страны с жесткими требованиями: «Приостановить деятельность ЗС республики. И еще потребуем не проводить выборы в Карелии в Законодательное собрание по нынешней избирательной нарезке округов». А дальше, если и эти требования не пройдут, то конгресс надеялся создать на территории республики два новых субъекта РФ – Карельский и Вепсский национальный округа. Создать вместе со всеми органами местного самоуправления и собственные парламенты и представителей в Госдуме. Анатолий Григорьев даже продемонстрировал модель флага Карельского национального округа – красно-черное полотнище с гербом. «А остальную территорию Карелию – это мы можем предложить… Ну, например, разделить ее с соседними областями РФ – Архангельской, Вологодской, Ленинградской».
Вероятно, это стало последней каплей, и кто-то компетентный объяснил товарищу Григорьеву, что за всё, что он предлагает, его могут обвинить в экстремизме или сепаратизме. Во всяком случае после этих требований, активность Карельского конгресса постепенно сошла на нет.
В те годы выросло число граждан, которые нарушали таможенное законодательство. В большинстве случаев они оказывались просто жертвами плохой информированности, иными словами, не знали, что можно вывозить из России, а что нельзя. Но за этим бдительно следили карельские таможенники, который накануне отметили свой первый круглый юбилей – десять лет.
Природа у нас в Карелии красивая, а потому карельские пейзажи в рамочках пользовались у иностранцев особым спросом. Но купит гость картину на память о наших краях, а на таможенном досмотре перед вылетом самолета узнает, что за пределы страны без специального разрешения вывозить эту вещь нельзя. Именно такой случай произошел в конце октября в нашем аэропорту с пассажиром самолета Як-40, который следовал рейсом в Финляндию. В тот момент, когда вещи финского гостя проходили рентгеновский контроль, на мониторе высветились две картинные рамки. Как выяснилось, пейзажи были подарены финну работниками Надвоицкой колонии.
Как заверил начальник таможенного поста Валерий Петров, на любое полотно, вывозимое из страны, необходимо получить специальное разрешение в Министерстве культуры. Впрочем, это относилось к вывозу любых культурных ценностей. Такие недоразумения, как с финским гостем, случались 2-3 раза в год. Например, не так давно работники таможенного поста в аэропорту изъяли старинный подсвечник, кстати, тоже у жителя Суоми.
«Когда министерство культуры провело экспертизу, то выяснилось, что этот подсвечник конца 19 начала 20 века. Представляет художественную и культурную ценность, и к вывозу за пределы России запрещен», - пояснил Валерий Петров. Кстати, это еще хорошо, что владелец сам сознался, что везет эту вещь. Не пришлось платить штраф. Если же вы везете культурную ценность и вас посетило желание это утаить, знайте, что бдительные таможенники все равно все найдут и отнимут. Но тогда еще и придется платить 100% от стоимости вещицы, которую вы пытались провезти. Если же речь идет о картине, которой более 50 лет, могли и уголовное дело завести. Так что знать таможенное законодательство перед выездом за пределы России очень даже полезно.
Таким было 15 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.