Парк пионеров, которых нет — как отметили этот день в Петрозаводске
19 мая в Советском Союзе традиционно отмечался День пионерии, который ведет свое начало с 1922-го года. Репортеры телеканала «Ника Плюс», архивом которого мы пользуемся при подготовке этой рубрики, ровно 20 лет назад снимали сюжет, чтобы понять, остались ли у нас еще эти «сильные и смелые, ловкие и умелые». О самой массовой детской организации в 1999 году в Петрозаводске напоминало немногое. Скульптурных изображений пионеров с горнами не уцелело. Из всех строений в Парке пионеров остался лишь один дом. Там разместились строительный магазин и клуб бального танца. Да и сам Парк все чаще стали называть Губернаторским садом. Частично здесь к тому времени разместилась экспозиция Краеведческого музея (на Круглую площадь музей переехал из здания бывшего собора Александра Невского, который был возвращен церкви в 1993 году, а спустя шесть лет там уже вели службы). Ну а вообще, на Губернаторский сад у городской администрации и музейных работников были намечены большие планы. Например, предлагали установить здесь скромный обелиск Олонецкому егерскому полку, который принимал участие в кампании 1812 года и остался несправедливо забыт. Наиболее удачным местом для этого считали территорию, занятую бюстом Владимира Ильича Ленина. Впрочем, совсем юное поколение тогда еще знало, как называется это место: Парк пионеров:
-А кто такие пионеры?
-Мы!
-Это хорошие дети.
-А вы видели пионера?
-Да! В нашей школе были, в лагере. Новые пионеры, точнее скауты, частично базировались в так называемом Доме пионеров на улице Володарского. Впрочем, вывеска, судя по всему, доживала последние месяцы. «Дом пионеров будет называться Детско-юношеским центром, - сказал Сергей Воздвиженский, директор Дома Пионеров и руководитель скаутов Карелии. - Документы сейчас проходят регистрацию. Но пионеров, как общественной организации, сейчас в Доме пионеров нет. Отношения с такими организациями у нас не построены». Уже не существовало, во всяком случае официально, пионерской организации и в Петрозаводске вообще. Сам Сергей Воздвиженский отдал немало лет вожатскому пионерскому делу, 90-е годы внесли коррективы в мировоззрение: «Мы придерживаемся того, что дети должны быть вне политики. То есть не выступать от имени какой-то детской организации в политических митингах, собраниях. И не представлять, не выстраиваться, не докладывать и так далее — вот этого четко придерживаются скауты. И многие другие общественные организации». Ну и детский праздник наподобие Дня пионерии, по мнению Сергея Воздвиженского, скорей всего еще появится: «Нам нужно еще пережить какое-то время, чтобы наша страна почувствовала свое уважение к себе, к своим ребятам, чтобы делать какой-то массовый детский праздник, большой. Но он когда-то будет!»
В конце 90-х громко заговорили о защите прав детей. На страже их прав стояли закон об образовании, Уголовный кодекс и даже Конвенция о правах ребенка. Но перефразируя одно известное высказывание, собрать бы все законы, да сжечь. Во всяком случае — не давать их читать взрослым, дабы им было неповадно, используя детские права, устраивать свои личные разборки. Следующий репортаж — о нравах эпохи. О том, как в Первом лицее один учитель пытался защитить детей от другого учителя. А дело было так.
В апреле 1999 года в 7 «б» класс Первого лицея пришли люди из комитета защиты детей и поведали школьникам об их правах. После этого ликбеза учащиеся «прозрели», решив, что их права в школе ущемляются на каждом шагу. Одним из главных нарушителей своих прав лицеисты 7-го «б» посчитали учительницу физики. В вину ей ставилось резкость обращения с подростками. Одна из мам В.Г.Ярославцева сказала: «Мою дочь она называли убогой троечницей». «От дочери постоянно слышу жалобы, что грубые выражения употребляет на уроках. Говорит, что троечники, что я с ними заниматься не буду», - подхватила мама С.А.Антонен. «Она сказала, что к концу года я вас всех, кто не идет в физико-математический класс, у всех будут двойки за четверть», - сообщила ученица. «Постепенно учитель втаптывает в землю. Загоняет в угол. Не дает детям нормально учиться», - добавила Антонен. Дети радостно галдели: «Наши права нарушаются!»
Нарушение прав местные лицеисты отразили в заявлении на имя директора лицея, которым тогда был Юрий Алексеевич Шабанов. «Юрий Алексеевич вызвал зачинщиков этого письма к себе на беседу. В течение часа беседовал. Затем вышел в класс и сказал, что дети Полонскую оговорили, после чего вернул заявление ребятам обратно, сказал, что считайте, что этого заявления не было», - рассказала Ярославцева. В заявлении был отказ от учительницы физики, так как она, согласно жалобе, не только резко обращается с детьми, позволяет себе их бранить и словесно унижать, но и не очень-то доступно преподает физику. Один из пунктов обвинения — морально устаревший учебник. Именно этот пункт более всего насторожил директора: «Я восхитился учениками 7-го «б» класса, которые уже могут определить ценность, качество учебника. Это говорит о том, что у нас лицейский уровень достаточно высокий. И сразу у меня появилось сомнение — писали ли дети это заявление». Выяснилось, что письмо составлялось родителями. Причем, далеко не всеми. Причем, малочисленные авторы сего письма на родительское собрание, устроенное директором по такому случаю, не пришли. Остальные же родители обвинение опровергли. Ну а для самой учительницы физики Ларисы Александровны Полонской обвинение было весьма неожиданным: «Ни один из родителей ко мне не подходил. С мамами я не знакома. Если бы они ко мне подошли, я бы хоть с чего-то начала разговор — каковы ко мне претензии? А претензии мне ни разу не высказывались».
Принимая во внимание тот факт, что насильно мил не будешь, демократичный директор позволил недовольным перейти на свободную форму обучения: сдавать зачеты другому физику. Именно такую систему предпочла для своей угнетенной дочери одна из родительниц. «Понимания от учителя Полонской я не встретила. Мне пришлось от ее услуг отказаться, потому что она мою дочь довела до стресса. До тяжелого нервного срыва», - сказала Ярославцева.
Но ситуация получила новый поворот, когда директор пояснил, что жалующаяся Валентина Григорьевна Ярославцева — не только родитель оскорбленной семиклассницы, но и учитель истории в этом лицее. И как преподаватель, она вызывает у директора гораздо большее неудовольствие, нежели учитель физики. За три года работы, по словам главы школы, новаторство в методику преподавания истории учитель Ярославцева не привнесла, но зато стала здесь всем известна, как лечащий экстрасенс. «Именно такого характера психологическое насилие над детьми. Как, скажем, заявить о том, что ученица безнадежно больна раком, но она ее вылечит», - привел пример Шабанов. Девочка, ныне выпускница лицея, студентка МГИМО, после этого сообщения пребывала в долгом шоке. Ее заявление показал директор. Ну а в другом заявлении, также выпускника лицея, сказано, что иногда учитель вместо преподавания истории избавляла школьников от сглаза, снимала наговоры и порчу. «Мы провели беседу, Валентина Григорьевна дала обещание, что она больше не будет экстрасенсорной деятельностью с детьми заниматься. Она сегодня этого и не делает, думаю, потому что жалоб на это не поступает. Но с учителями она пытается — всех лечить тут. Большинство учителей уже не лечатся у нее, потому что трудности потом после лечения бывают», - на что намекал директор, осталось тайной.
Вряд ли учительница физики лечилась у историка. А вот директора учитель Ярославцева каждый раз, по ее словам, видит в разном цвете. Сегодня голубым, завтра — желтым или красным. Директор, устав от экстрасенсорных видений учителя истории решил, что отныне будет появляться к ней только в одном цвете — черном. И подписал приказ об ее увольнении.
Вообще же, по его искреннему убеждению, инициатором конфликта, в который оказались втянуты дети, являлась именно историк Ярославцева. Поводом, по его мнению, послужила суровость и высокие требования к учащимся учителя физики, ну а причиной — личная неприязнь. «Считаю конфликт личным, — подтвердила и учитель Полонская. - То есть конфликт учителя со мной, но не знаю первопричину. Наверное, причиной послужило получение Соросовской премии». Премию Сороса учительница физики получала не первый раз. Все ученики Полонской без труда поступают в любые вузы страны и пополняют столичные факультеты физмата. В отличие от других, премия Сороса назначается не чиновниками, что отрадно. Премию по результатам опроса выпускников назначают своему школьному учителю сами дети, поступившие после школы в вуз. «Я считаю, что я заслужила. Мои дети поступают и учатся. Я ее получаю, как благодарность от них. Это детская премия», - отметила Полонская. Конфликтов до премии не возникало, что и позволило ее считать причиной скандала. В этом убеждены и многие учителя, и директор лицея: «Основная причина — огромная зависть». Конфликт возвращает к теме прав ребенка. Получилось, что подростки не до конца представляют себе свои права и свои обязанности. И стоит учить детей не только истории или физике, а обычному уважению к педагогу. И делать это надо не учителям, а родителям. Кроме того, ученик редко доволен учителем, когда тяжело в учении, но, как правило, благодарен ему, когда легко в бою.
Таким было 20 мая ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?
Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.