Обоюдное недовольство коммунальщиков и квартиросъемщиков зашкалило
Огромное число дел ежедневно рассматривалось в городском суде по искам ЖЭУ на злостных неплательщиков и должников по квартплате. Так обстояли дела ровно 20 лет назад. Впрочем, судьи и судебные исполнители были поставлены в неловкое положение: с одной стороны в числе неплательщиков много людей, живущих за чертой бедности, с другой — как и всякий юрист судья должен исповедовать принцип «закон суров, но это закон». Исполнительных листов по взысканию квартплаты было невпроворот. Дело в том, что терпение ЖЭУ иссякло. Терпение квартиросъемщиков тоже. В итоге их местом встреч стал суд.
До ста заявлений в день рассматривали судьи по искам ЖЭУ. Долги некоторых жильцов за квартиру составляли 5-6 тысяч рублей. «В основном задолжники и неплательщики — неработающие люди. Поэтому с них сложно взыскивать. На работу их не направишь, и имущества к описи, соответственно, нет», - говорила Галина Воеводина, судебный пристав-исполнитель. По шести делам злостных неплательщиков выселяли в худшие жилищные условия. Практикой это не стало, потому что у ЖЭУ нет переселенческого фонда. И все равно проблемы долгов такие тяжбы не решали. Даже хорошие друзья судебных приставов — и те подвергали сомнению необходимость вносить плату за жилье.
«У меня моя знакомая, обеспеченная, она в шутку спрашивает: а что если я не буду платить за квартиру? Я говорю: ну что, у тебя есть машина? Есть. Есть дача? Есть. Гараж есть? Есть. Мы арест наложим и реализуем», - посмеялась Галина Воеводина. В тот день в городском суде за полчаса успели рассмотреть шесть дел по квартирным долгам. Судьи уже привыкли к тому, что ответчики проигнорируют судебную повестку. Четверо из шести должников так и сделали, а двое поспешили до суда погасить долги. Нина Сергеевна, одна из ответчиков сегодня пыталась доказать, что она не должна платить за сына. Сын прописан с ней в квартире, но живет и учится в Финляндии: «У него двойное гражданство. Чего он поедет сюда, в этот бардак?!» Довод убедительный. Но в судопроизводстве вряд ли приемлемый. Гораздо больше правомочен довод о том, что вас не устраивает качество услуг.
«Какое может быть качество обслуживания, если за тридцать лет они ни разу не сделали ничего — палец о палец не ударили», - пояснила свою позицию Нина Сергеевна.
Гражданин — такой же участник договора, как и ЖЭУ. Поэтому и гражданин мог устроить судилище качеству коммунальных услуг, не отходя от судьи, который вас же призывает к ответственности за ваши же долги. Тепло, вода, кровля, сантехника могли стать предметом распри. Суд вам посочувствует, но не зря говорят: закон — что дышло.
«В соответствии с действующим законодательством факт наличия задолженности по оплате коммунальных услуг на протяжении последних трех месяцев позволяет исполнителю этих услуг (то есть ЖЭУ) прекратить их оказываение. Иными словами — если ты не платишь, почему мы должны предоставлять тебе тепло и прочее», - пояснил Кирилл Мамонов, судья городского суда. В этой связи судьи проводили аналогию с общественным транспортом. Дескать, если у вас нет денег на билет, вы и не воспользуетесь услугой. Более детальное разбирательство, когда аргументом в споре служит факт задержки той же заработной платы, проводится лишь если истец настоял на взимании пени. Вроде все законно, но сами должники считают, что ЖЭУ так далеко не уедет. Назревала ситуация кардинальной реформы ЖКХ. Неслучайно, видимо, именно тогда возглавлять ее поставили Аврама Склярского.
К 10-летнему юбилею телекомпании «Ника» ровно 20 лет назад были сняты небольшие программы. Мы предлагаем их вашему вниманию. И поздравляем всех причастных к деятельности этой компании с праздником! Первая из них посвящена ведущему Александру Колобову.
22 февраля 1991 года из здания на Ровио,16 на Кукковке впервые в дома абонентов «Ники» понеслись ее позывные. Телезрители пока еще только одного района города смогли смотреть новые передачи, популярные западные фильмы и сериалы. А также информационную программу «Nota Bene», предтечу программы «Новости», которую вел тогда Александр Колобов.
Тогда у «Ники» было всего несколько сотен абонентов. Именно для них ведущий Александр Колобов, режиссер Игорь Янин, звукооператор Александр Бердино и телеоператор Александр Захаров раз в неделю по субботам начали выпускать новую во всех смыслах программу. Первое интервью первого выпуска было снято в квартире первых абонентов нашей кабельной сети — в семье Соловьевых. Естественно, поначалу в 1991 году авторов «Nota Bene» интересовало то,что происходит на Кукковке, как живут жители этого микрорайона, потому что сигнал шел только туда.
Отличительная черта «Nota Bene»: программа рассказывала о мелочах, но именно из них состоит наша жизнь, а в те годы она от этих мелочей еще и зависела. Эта передача в одночасье стала популярна. Количество абонентов росло на глазах. Уже в марте оно перевалило за тысячу. Любознательный, не похожий на других ведущих Александр Колобов сразу завоевал доверие. Он одинаково просто и одинаково уважительно начинал разговор с дворником и депутатом, с ребенком и с директором. Негромкий голос, оригинальная внешность, мхатовские паузы. Он не боялся ни пафоса, ни самоиронии.
Александр изменил отношение города к информации. Он шагнул к нам в дом. И не только с голубого экрана. Его впускали к себе и высокопоставленные чиновники, и простые обыватели. Он спрашивал — что нас волнует на самом деле. И отвечал на те вопросы, которые являлись тогда жизненноважными. Благодаря ему мы знали, в каком магазине завтра будут отоваривать талон на сахар и яйца. Напомним — это 1991 год, нищета, голод, талонная система.
Никовские «Новости» с легкой руки Александра Колобова родились в подходящее время. Более неспокойного года, чем 1991-ый, пожалуй и не было. И правители, и цены менялись изо дня в день. Огромное количество времени Александр Юрьевич проводил в очередях, как и всякий нормальный человек, живший в то время в России. Там, в очередях у народа можно было узнать практически все. Очереди сначала выстраивались за талонами в ЖЭУ, потом уже в магазины, и то не всегда за продуктами. Иногда за тележками, без которых в «Ритм» не пускали. Стоя в очередях люди хотели одного — порядка в государстве. Порядок начал наводить и сам автор программы. В России появились депутаты, а что с ними делать — тогда никто не знал. К депутатам шел Колобов и объяснял горожанам, как их найти, и чего от них требовать. Кстати, в те годы депутаты приглашали своих избирателей к себе домой.
В 1991 году был устроен всенародный референдум, вопросами которого стали: быть или не быть Советскому Союзу, и нужен ли России президент? Интересно, что программа Колобова даже не сообщила об итогах референдума, для Александра важно было другое — честно ли он проведен. Первый вопрос, который Колобов задавал вип-персоне, не был связан с рабочими делами. Он был тем самым вопросом, на который всем хотелось знать ответ. Так, по возвращении из Парижа Сергея Катанандова Колобов спросил его — «что привез»? Еще не будучи президентом России, в мае 1991 года к нам прилетел Борис Ельцин. Именно тот год поднял его на вершину. Надо ли говорить, что у трапа молодого и бодрого Бориса Николаевича поджидал вездесущий Колобов.
Референдум показал, что граждане хотят приобщиться к западной культуре и иметь своего президента. 12 июня им и стал Борис Ельцин, а эту дату стали отмечать, как День независимости России. В Карелии он набрал 53,3% голосов.
В понедельник 19 августа 1991 года программа «Ники» вышла с новой компьютерной заставкой, которая на долгие годы стала фирменным знаком канала. К сожалению, события, о которых шла речь в этой программе, были отнюдь не радостные. И повлекли за собой множество перемен. Но именно этот переломный для страны момент повлиял на то, что Нике стали доверять безоговорочно. Канал выбрал свободу, и свобода стала для него делом чести. 19 августа ГКЧП попытался совершить дворцовый переворот. По центральным каналам читали устрашающие воззвания, транслировали «Лебединое озеро». Тем из петрозаводчан, кто думал, что кто-то опять умер, советовали смотреть «Нику».
В здании на Ровио,16 собирались горожане знакомые и незнакомые: журналисты, политики, бизнесмены, обыватели — и сутками смотрели CNN. Оставались на ночь, чтобы в случае чего защитить телекомпанию. Главы исполнительной и законодательной власти прямо в студии писали и подписывали постановления и выступали между трансляциями CNN из Москвы. Милиция была с народом, и с оружием в руках охраняла штаб, которым стала «Ника». 21 августа на площади Кирова состоялся митинг протеста. Путч был подавлен. И многие политики, в том числе Сергей Катанандов, Александр Колесов вышли из рядов КПСС.
После этого ведущий Александр Колобов, который ежедневно выходил в эфир в те дни, забрался на крышу мэрии с подарком от телекомпании — спутниковой тарелкой. В знак памяти о днях путча, когда все были едины. Александр Колобов после работы на «Нике» работал собственным корреспондентом ВГТРК в Карелии. Ушел из жизни 31 марта 2008 года.
Таким было 2 февраля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото profile.ru)