09 сентября 2021, 08:00

Новорожденная петрозаводчанка оказалась за решеткой вместе с мамой

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 9 сентября в 2001 году

В нашей рубрике мы иногда рассказываем и о громких преступлениях, которые происходили двадцать лет назад. Сегодня предлагаем посмотреть необычный сюжет из СИЗО. Напомним, 16 декабря 2000 года произошло громкое убийство, которое было раскрыто по горячим следам. Необычность его в том, что совершила его беременная женщина. Она опоила жертву снотворным, после чего впустила в квартиру сообщника. Они избили мужчину, завладели его имуществом на сумму 43 тысячи рублей. И тогда подсудимая Ольга Левашова задушила его шнуром от лампы и подушкой. Когда криминальная пара поняла, что на их след вышла милиция, они сожгли украденное.

Адвокат Белоусов пытался изменить меру пресечения своей подопечной на подписку о невыезде. Но так как она совершила особо тяжкое преступление, ей оставили содержание под стражей. Это был первый случай в Карелии, когда подследственная находилась в СИЗО с ребенком, который «родился за решеткой». Когда одна из арестанток петрозаводского СИЗО родила дочь, общественность оживилась. Все то время, пока велось следствие, малышка находилась в камере вместе с матерью. В следственном изоляторе по-настоящему заботились о малышке, которая попала за решетку не по своей воле.

Маленькая Маша родилась здоровой. Но как любому младенцу ей требовались свежий воздух, помощь медика, ежедневные купания и хорошее кормление. Поэтому порядки в СИЗО ради такого исключительного случая пришлось изменить.

«Камера рассчитана на четырех человек. Мы находимся там вдвоем с ребенком. Все у нас есть там, для ребенка кроватка», – рассказывала подсудимая Ольга Левашова. Ванночку, памперсы принес для малолетней затворницы руководитель общественной организации «Равновесие» Александр Гезалов. Камеру посещал педиатр. Питание для мамы организовали усиленное. И ей было разрешено много гулять по территории, правда, за колючей проволокой.

«Все те условия, которые могли сделать для меня здесь, в тюрьме, администрация сделала. По крайней мере, что зависело от них».

Единственное, что не смогла сделать администрация для Маши – это выбить единовременное ежемесячное пособие на ребенка. Социальные органы утверждали, что Мария Левашова находилась на гособеспечении. Будет ли Маша и дальше окружена такой заботой там, где ей придется делать первые шаги, никто не знал. По поводу своего дальнейшего местонахождения Ольга Левашова иллюзий не питала, хотя ее адвокат журналистам говорил, что постарается ее вытащить из заключения: «Поеду на зону, где содержатся с детьми. Она там будет со мной до трех лет». О своем преступлении Ольга не говорила на камеру. Лишь о том, что рождение дочери повлияло на ее отношение к миру.

Иногда условия жизни в СИЗО лучше тех, которые может предоставить городское жилье на воле. Испытания, выпавшие на долю жителей деревянного дома на улице Халтурина, не приснятся и в страшном сне. Красивой картинка выглядит ровно до тех пор, пока не узнаешь, что весело журчащий ручеек – сток канализаций. Зловонный водопад спускался к деревянному дому №18. Ручей добрался и до огородных грядок, и до площадки, на которой играли дети. Местные жители были на грани отчаяния. Стекала к ним вонючая жижа не первый месяц. Санэпидстанция, Водоканал, ЖЭУ, Экологическая милиция, Дежурный по мэрии – были оповещены все инстанции. Но за решение проблемы никто не брался. Ни одна организация не хотела признать себя собственником канализационных колодцев, откуда и натекал вонючий водопад. Аварийные службы, пошлепав сапогами по нечистотам, заключили, что это не их ведомство.

«Как заколдованный круг! Вот эти колодцы никто нигде не указывает. Ни на одном плане их нет. Все объясняют, что никто не знает, чье это ведомство. Они не могут между собой разобраться: железная дорога, воинская часть и Водоканал», - возмущались женщины.

Пока каждое ведомство отнекивалось, униженные горожане были вынуждены мириться с чудовищными условиями жизни. Неотапливаемый деревянный дом постоянно отсыревал. В ванных комнатах трескались стены, проваливались полы.

«Детям уже невозможно гулять. У нас такие заболевания страшные у детей. У моего ребенка астматический бронхит. Мне нужно постоянно проветривать помещение, я этого сделать не могу. А самая страшная беда, что у нас на территории дома расположен колодец с водопроводной водой, который залит канализационными стоками. Что мы будем пить? Чем будем болеть в дальнейшем?!», - кричали женщины.

А тем временем происходили настоящие метаморфозы. В начале 90-х износ дома составлял 72%, подлежал сносу. В 2001 году надежды на переезд угасли, ведь износ по документам уменьшился, составил 64%. Впрочем, сегодня на плане города этот дом не значится. Наверное, снесли.

Петрозаводская библиотека для слабовидящих переживала настоящий подъем. Из Германии им привезли в подарок специальный компьютер для незрячих людей. А еще состоялась презентация студии звукозаписи. В те годы в фонде этой библиотеки хранилось 90 тысяч книг, начитанных на аудиокассеты. Единственная проблема была в том, что эти книги записывали в целях экономии звукового пространства, с другой скоростью. И прослушать их на обычном магнитофоне было нельзя. Да и сами фонды ветшали. Вся информация хранилась на морально устаревших советских кассетах МК-60. От постоянного использования качество записи ухудшалось.

Но наступила новая веха в жизни библиотеки. По примеру своих питерских коллег они создали собственную студию звукозаписи. Средства появились благодаря гранту фонда Сороса, купить аппаратуру помог продюсерский центр «Фабрика грез». Это было самое современное на тот момент оборудование. В планах библиотеки было обновить все свои записи, почистить звук, перевести их на компакт-диски. Артисты петрозаводских театров обещали начитывать новые книги, что позволило расширить фонды. Первый такой опыт состоялся, и запись украсили музыкой петрозаводских групп «Мюллярит» и «Новый день».

На презентации студии всем присутствующим предложили записать на пробу сказку про Колобка, и это получилось неплохо. Кстати, на презентации присутствовали и представители Института «Открытое общество Фонд Сороса».

Таким было 9 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.