18 сентября 2019, 08:00

Необычное и ужасное ДТП произошло на трассе под Пряжей

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 18 сентября в 1999 году

Поздно вечером на трассе Санкт-Петербург-Мурманск в районе Пряжи произошло серьезное дорожно-транспортное происшествие. Это было ровно 20 лет назад, в сентябре 1999 года. «В 22 часа поступил вызов на Скорую помощь в Пряжинскую ЦРБ», - рассказали приехавшие медики. В аварии погибла молодая женщина. Смерть наступила в результате необычного дорожно-транспортного происшествия. 20-летняя девушка не была сбита машиной и не скончалась в результате столкновения автомобилей. Она ехала в кабине грузовика. И, по версии водителя ЗИЛа, который, судя по видео, долго находился в шоке, девушка просто выпала на проезжую часть: «Я ехал, навстречу четыре машины шло. Посреди дороги лежало... не знаю, что. Большое что-то.

Потом вот сказали — колесо МАЗ-овское. Вот и наскочил. Девчонка выпала с кабины. Когда тряхнуло, все задымилось, парило все. Смотрю — в кабине уже девчонки нету». Сотрудники Скорой помощи были вынуждены сообщить: «На момент осмотра констатирована смерть. Я так думаю, что женщина погибла в результате черепно-мозговой травмы». Медики проследовали дальше на вызов. По их словам, делать им здесь было дальше нечего. Зато у сотрудников милиции заботы остались. Правда, около несчастной они оказались минут через 40 после трагедии.

Съемочная группа телеканала «Ника Плюс», архивом которого мы пользуемся при подготовке нашей рубрики, уехала с места происшествия в начале 12-го ночи, а тело девушки все еще лежало на дороге. Так как ни у Пряжинского РОВД, ни у местной станции Скорой помощи специально оборудованной машины на такой случай не было. И каждый раз вывоз трупа превращался в проблему.

В середине 90-х годов в Карелии появился технический реабилитационный центр, аналогов которого в России не было. Это было единственное место, где решали проблемы людей с ограниченными возможностями передвижения. Их опытом адаптации автомобильных средств для инвалидов заинтересовались в нескольких регионах страны. Долгое время, да и сейчас (за редким исключением) наше государство делает вид, что инвалидов у нас нет. Пример тому — отсутствие реальной среды обитания для инвалидов. Для людей с ограниченными возможностями передвижения не приспособлен общественный транспорт, нет службы на дому, которая решала бы все проблемы человека, по тем или иным причинам, прикованного к инвалидному креслу.

«Допустим, инвалид, находясь дома, ему очень трудно подняться на второй этаж, у нас лифтов нет, - повинился министр социальной защиты Карелии Н.П.Черненко. - Во-вторых, ему надо форточку открыть, а у него нет приспособления. Ему нужна специальная вилка, а у нас такой вилки нет». И все же главная проблема человека с ограниченными физическими возможностями — это передвижение. Решалась она традиционно лишь при помощи инвалидной коляски. Но и коляску в 90-е годы трудно было приобрести. Исчезли многие артели, где работали сами инвалиды, и готовили инвалидные кресла, костыли и прочие ортопедические приспособления. Буквально свободу передвижения — от простейшей коляски до адаптированной для инвалида машины — и готовил Реабилитационный центр, единственный не только в Карелии, но и в России.

«У нас есть такая программа. Сначала мы делаем машины. Раньше ведь инвалиду дали машину — и он не знает, как ездить на ней. Попробуй инвалида научи, у которого нет двух ног управлять машиной. Второе — дай ему такие приспособления, чтобы он мог двумя руками управлять машиной без ног», - пояснял Черненко. На адаптации автомобильного транспорта для инвалидов техцентр «Авто» специализировался к тому времени уже пять лет. Уникальный подход в Реабилитационном центре заключался, во-первых, в индивидуальном методе адаптации транспорта для каждого человека. А во-вторых, широкий спектр услуг и технических приспособлений, которые, несмотря на солидную разницу в цене с импортными, функционировали одинаково. Например, устройство ручного управления обходилось в полторы тысячи рублей.

Аналогичная итальянская стоила 450 «условных единиц» (эквивалент доллара). Традиционное представление о поголовной бедности инвалидов не должно наводить на мысли о недоступности импортного приспособления. Из более чем ста машин в 1998 году, владельцы которых обратились в центр, более половины — иномарки. Специалисты центра устанавливали адаптеры для вождения на всех машинах. И до того в этом преуспели, что даже начали бескорыстно делиться своими ноу-хау с остальными российскими регионами, поставлять устройства во все наши города и веси, а также проводить семинары для работников соцзащиты со всей страны. Фирма «Авто», непосредственный разработчик проекта, подчинялась федеральному центру, но жить и работать предпочитала в Карелии. В фирме считали, что здесь достаточно рабочей силы, пустующих мощностей таких заводов, как «Авангард» и ОТЗ, а также имеется власть, которая хотя бы не мешает. В общем, в министерстве соцзащиты этим гордились: «Они сделали Карелию базовым регионом по созданию Реабилитационно-технических центров и еще на всю Россию объявили, что мы это можем! И когда Россия это услышала, 73 региона протезно-ортопедические предприятия приехали, 40 регионов — социальная защита».

Таким было 18 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.