30 августа 2024, 08:00

Молодые сельские учителя Карелии от души пожаловались министру

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 30 августа в 2004 году

Министром образования Карелии ровно двадцать лет назад была Галина Разбивная. Она пригласила в Петрозаводск начинающих сельских учителей, каковых набралось около сорока человек – немного для всей республики. У министра их внимательно выслушали и поощрили – выдали премию в размере средней зарплаты (6680 рублей).

Молодой учитель информатики Владимир Подгайский, приехав работать в Заозерскую школу, очень скоро осознал, что о высоких технологиях придется забыть. Не то, что компьютеров – не хватало элементарных учебников. От надежды, что их купят родители, тоже пришлось отказаться. «Большинство жителей не работает в деревне. То есть работать тут негде. Соответственно, у населения денег нет. И самая первая трудность – отсутствие учебников», - рассказал Владимир.

Примерно о тех же проблемах говорили и другие учителя на встрече с министром. Галина Разбивная вникала во все дела, обещала помощь.

-Чего не хватает в школах?

-Компьютеров не хватает. На всю школу 4 компьютера.

-А сколько детей?

-250!

«Я учился в Петербурге, закончил Университет им.Герцена, получил степень магистра, а меня оценили, как будто я училище закончил, - пожаловался другой преподаватель. – Дали восьмой разряд». «Безобразие! Разберусь сегодня же», - заверила Разбивная.

Некоторым преподавателям в сельских школах пришлось осваивать и другие профессии. Получив, к примеру, диплом психолога, они преподавали литературу. Часто из-за малой численности учеников классы соединяли. Первоклассники учились с третьими классами, второклашки с четвертыми. Молодые специалисты пожаловались и на то, что об их проблемах не говорят в столице Карелии. Министр предложила звонить ей лично на мобильный телефон. Даже обещала оплатить звонки тем, кто не мог себе этого позволить.

Несмотря на предложенную министром помощь, информатик Владимир Подгайский решил, что два года, отданные деревне, этого вполне достаточно. И нашел доходное место в Петрозаводске. А в Заозерской школе информатику вместо него стал вести кто-то из имеющихся в штате учителей.

...

В 2005 году пригородные железнодорожные перевозки возьмется осуществлять новое Акционерное Общество «Карелия-Пригород» – объявили пассажирам. Создали дочернюю компанию РАО «РЖД» на базе Петрозаводской дирекции по обслуживанию пассажиров. В министерстве экономического развития РК обещали, что с приходом новой компании выиграют все: пассажиры, экономика республики и сами железные дороги. Чтобы разобраться с нововведением, журналисты отправились на вокзал. Поезд на Токари прибыл с небольшим опозданием. Так частенько бывает – пожаловались дачники, которые называли этот поезд «кормильцем».

«Я считаю, этот поезд вообще надо бесплатно пустить. Он кормит четвертую часть города! – так считал пожилой пассажир. – Не надо из Польши завозить картошки, капусты, помидор-огурцов, ягод». Видимо, все это имели возможность выращивать те, кто и возил потом на поезде урожай.

Хоть и ворчали пассажиры, но всерьез на качество пассажирских перевозок никто не жаловался. По железной дороге все равно выходило дешевле, чем на машине. Пожилая пассажирка рассказала, что по железной дороге ей примерно 54 километра ехать, а на машине – 120 километров. Она экономила и время, и деньги. Пассажиры пока не знали о том, что с 1 января перевозить их начнет другая компания «Карелия-Пригород», которую решили создать по программе структурной реформы на жд. Она должна была улучшить качество перевозок, а также навести в них финансовый порядок.

«Не секрет, сейчас пригородные пассажирские перевозки являются убыточными. Убытки компенсируют частично за счет российского бюджета, а основная доля падает на республиканский. После создания компании планируется вывод на безубыточную работу к 2012 году», - заявил Александр Смирнов, и.о.нач.отдела экономики и развития транспорта.

А работники железной дороги ждали от перемен своей выгоды. При новом собственнике их обещали оставить на своих местах. Кассир Анна Ураева не боялась, что изменится что-то кардинально: «Работы больше не будет, все будет по-прежнему. Зарплата будет выше, наверное! Ниже не будет, это точно». Пока в министерстве с оптимизмом смотрели в будущее, на вокзале начальники обсуждать новшество не спешили. Ведь им давно обещали поменять структуру. И как на деле будет проходить дележ технической базы, говорить было рано. Все составы и кассы, все имущество должно было перейти на баланс акционера. Привыкших ко всему пассажиров, а также сотрудников железной дороги перемены, похоже, не пугали. Немного нервничало начальство, ведь оно не знало, как будут делить платформы и шпалы, которые одинаково относились и к поездам дальнего следования, и к пригородным перевозкам. Радовало одно – обещали, что создание компании «Карелия-Пригород» не повлияет на тарифы. И резкого скачка цен удастся избежать. А это для дачников самое главное.

Таким было 30 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2004 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. // фото unsplash.com/ Jeshoots.com