01 августа 2019, 08:00

Министр путей сообщения России не смог «взять на слабо» главу Карелии

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 1 августа в 1999 году

К сожалению, договор между правительством РК и Министерством путей сообщения РФ, о подписании которого говорили СМИ ровно 20 лет назад, так и не удалось тогда согласовать до конца. Таков был результат встречи Сергея Катанандова и министра путей сообщения России Владимира Старостенко.

Вообще, такое соглашение между Республикой Карелия и Министерством путей сообщения России фактически продлевало документ предыдущего года. Его положения, по мнению обеих сторон, выполнялись успешно, чего следовало ожидать и от будущего.

- Мы подписываем документы очень важные для нас, – отметил глава республики. – Инициатива эта принадлежала предыдущему министру – каждый год обновлять документы на последующий год. В этих документах прописаны взаимные обязательства. Железная дорога берет на себя ответственность за обеспечение бесперебойной работы экономики Карелии. Это главное. Железная дорога берет на себя обязательства обеспечить рабочими местами железнодорожников и не сокращать рабочие места, а также решать вопросы социальные, дает возможность развиваться самой дороге и вкладывает инвестиции в модернизацию железной дороги, электрификацию и в строительство дороги Кочкома - Ледмозеро.

Мы в обмен гарантируем, что республика обеспечивает внутренние перевозки убыточные дотацией за счет нашего бюджета. Это не прямые инвестиции, это сложный способ взаимных зачетов и расчетов, но мы обязаны это делать.

Заминка при подписании соглашения возникла уже в момент, когда бумаги были готовы, а перья занесены.

Владимир Старостенко предложил Сергею Катанандову доработать отдельные положения документа. Как стало известно, эти пункты так и не удалось тогда же согласовать. Речь шла прежде всего о заказе на изготовление шпал для железнодорожников.

Лесники говорили, что могут сделать 90 тысяч штук. В договоре сначала стояла цифра 120, а уже из уст министра путей сообщения прозвучали слова о 700 тысячах. Это для Карелии были слишком большие объемы, а кроме того, встал вопрос о цене. На шпалы идет кряж, лучший лес, который стоил на рынке до 40 долларов за кубометр. Железнодорожники же предлагали в два раза меньше.

Оставались и не до конца согласованные вопросы о передаче на баланс местных администраций ведомственного жилья МПС, а также о льготах по тарифам на электричество и энергоносители. По всем пунктам соглашения, согласно поручениям председателя правительства РК и министра путей сообщения России, продолжилась работа, чтобы урегулировать спорные вопросы и совместный документ появился как можно скорее.

Другой же документ – соглашение с Октябрьской железной дорогой был подписан тут же Сергеем Катанандовым и начальником ОЖД Александром Кузнецовым.

Соглашение с Октябрьской железной дорогой предусматривало размещение новых заказов на ремонт подвижного состава на петрозаводском заводе «Авангард». Первые вагоны судостроителями были отремонтированы за год до этого, и работа, которая продолжалась на заводе, спасала это предприятие от многих проблем.

Дело в том, что в 1999 году именно ремонт железнодорожных вагонов составлял 90% всех производимых на «Авангарде» работ.

Инициатива была завода полностью. Деньги, которые правительство Карелии должно было платить ОЖД за пригородные перевозки (компенсацию) – эти деньги пускать на ремонт вагонов. И как бы готовой продукцией расплачиваться с железной дорогой,

- пояснил А.С.Зарецкий, начальник производства завода.

Инициатива завода не стала наказуемой, а даже наоборот. Был подписан тройственный договор о сотрудничестве с ОЖД. Очень быстро были подготовлены цеха для проведения ремонтных работ, проложены пути для перегона составов. В месяц «Авангард» обновлял до 10 вагонов. Таким образом, размещение подобных заказов позволило заводу не только выжить, но и избежать дополнительного сокращения кадров, а также обеспечить выплату заработной платы.

И самое главное, чтобы в бюджете Карелии была записана строчка на выделение финансов на ремонт вагонов. Если будет такая строчка – то это нам подспорье, это наш хлеб,

- с оптимизмом смотрели в будущее работники.

В конце концов, если очень нужно куда-нибудь поехать, совсем необязательно пользоваться услугами ЖД транспорта. Как посоветовал один поэт, «сядь на собственные ягодицы и катись!» А если они будут подкреплены еще и хорошим велосипедом, то дорога вам покажется просто сказкой.

В те годы, когда цены на бензин росли с каждым днем, велосипед как средство передвижения выглядел весьма привлекательным, хотя и не был столь популяен, как сегодня. Именно этот вид транспорта выбрал для путешествия в Петрозаводск житель города Выборга Владимир Тараканов:

Велосипед – для себя, для здоровья. А автомобиль уже средство передвижения, необходимое.

Личный велопробег Владимира начался в два часа ночи в среду в поселке Элисенваара Выборгского района Ленинградской области. Поскольку означенный населенный пункт находится в пограничной зоне, рядом с путешественником моментально образовались пограничники. Они настойчиво порекомендовали велосипедисту, не имевшему разрешения на путешествие вдоль границы, возвращаться восвояси. После длительных препирательств и уговоров, а также телефонного звонка мирно спящему начальнику заставы Владимиру было дозволено продолжить движение на север.

К 9 вечера он добрался до Суоярви, преодолев 245 километров. Проведя ночь в гостинице, в 7 утра в четверг он продолжил путешествие и в тот же день в 16.13 пересек городскую черту Петрозаводска. Расстояние в 378 километров, отделяющее Выборг от столицы Карелии, оказывается, можно преодолеть на велосипеде за 35 часов 13 минут.

Я доволен. Устал, правда. Следующим летом обязательно поеду снова,

- сказал Владимир.

Ему особенно запомнилось изумление, с которым рассматривали его и велосипед встречавшиеся на пути местные жители. Ощущения от велоэкскурсии по грунтовым дорогам, которых в Ленинградской области и Карелии оказалось гораздо больше, чем он ожидал, тоже забылись не скоро. Насчет пограничников – велосипедист пообещал, что попробует с ними договориться, получить официальное разрешение.

Таким было 1 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума – а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности смотрите здесь.