Магазины с низкими ценами стали массово закрываться в Петрозаводске
Как в Петрозаводске властьимущие заботилась о неимущих горожанах? На этот вопрос красноречивый ответ дала ситуация, которая сложилась ровно 20 лет назад, после того как 1 апреля был принят новый закон о едином налоге на вмененный доход. В связи с этим стали закрываться один за другим магазинчики, в которых продавались дешевые товары.
Специализированный магазин для обслуживания наименее материально преуспевших горожан «Патронат» появился в Петрозаводске в 1993 году. Тогда стало окончательно ясно, что социальное неравенство было, есть и будет, несмотря на 80-летие общественного эксперимента по его ликвидации. Инициатором создания нового предприятия торговли выступил городской комитет социальной защиты. До 1997 года он же заботился о наполнении прилавков магазина недорогими товарами. Держать цены на доступном для малообеспеченных горожан уровне позволили закупки товаров крупными партиями и низкая наценка, не превышавшая 15%.
С 1997 года комитет социальной защиты сократил свое участие в работе магазина до минимума, ссылаясь на отсутствие средств. Директор магазина «Патронат» С.Г.Ларкина призналась: «Комитет соцзащиты оплачивает аренду, охрану и коммунальные услуги предприятия». Но и это финансовое бремя стало казаться петрозаводским властям слишком тяжелым. Поэтому они нашли самый простой способ решения проблем магазина. «Весь 98 год нас пытались закрыть. Объясняют, что нет денег в бюджете», - сообщила директор.
Эти доводы представлялись директору магазина малоубедительными. Для выдачи гуманитарной помощи по направлениям комитета социальной защиты в случае закрытия «Патроната» пришлось бы искать новое помещение. Это предполагает дополнительные затраты на оборудование, переезд и зарплату людям, которые будут контролировать и осуществлять процесс. О каком сокращении расходов идет речь — не вполне понятно. «Я понимаю это так: нет магазина — нет головной боли у председателя комитета соцзащиты. С нами же надо работать! Нам нужно помогать. Мы требуем внимания к себе, потому что с нас требуют покупатели! 30 апреля у нас кончается договор с комитетом. Они сказали, что продлять его не будут ни на каких условиях», - предупредила Ларкина.
Объясняя закрытие единственного в городе магазина, торгующего по социально низким ценам, чиновники городской администрации многозначительно кивали на самый верх. «Председатель комитета говорит, что это позиция мэра». В 1998 году магазин «Патронат» обслужил около 30 тысяч человек. Это примерно 10% всего населения города. Возможно, депутат Палаты Представителей ЗС РК от Петрозаводска, он же мэр Андрей Демин представлял интересы других социальных групп.
А может быть, он надеялся, что на следующих выборах эти 10% избирателей не смогут принять участие в них по естественным причинам, вызванной в том числе и мудрой социальной политикой городской администрации. Закрыться магазин вынуждал и введенный с 1 апреля закон о едином налоге на вмененный доход. Налог оказался настолько единым, что начислялся совершенно одинаково — для ювелирного магазина и для торговавшего по социально низким ценам. «Когда мало того, что нужно заплатить этот бешеный налог, от которого даже коммерсанты воют — и нам его заплатить да еще вперед! Это, конечно, для нас кризисная ситуация», - сетовала Ларкина. Городская налоговая инспекция взяла на себя совершенно несвойственные ей функции и проинформировала комитет по торговле, что, несмотря на задержку уплаты нового налога магазином «Патронат», налоговики не возражают против продления ему патента на право торговли.
Начальник Госналогинспекции Петрозаводска Анатолий Булдаков подтвердил: «Учитывая ситуацию, связанную со становлением данного налога, мы пошли навстречу предприятию и не стали жестко увязывать вопросы, связанные с выдачей свидетельства на уплату единого налога и вопросы, связанные с выдачей патента на организацию торговли». Несмотря на это магазин все равно собирались закрыть в конце апреля. В очередной раз жертвой усилий властей по наполнению бюджета стала в первую очередь та часть населения, которая как раз больше всего нуждалась в материальной поддержке государства.
А вот репортаж для любителей военной истории. Как и на любой войне, немало доблестных воинов сложили свои головы в «этом сражении». Правда, все жертвы в битве за столицу Франции были оловянными. Около трех тысяч солдатиков, возглавляемых полководцами из петрозаводского исторического клуба «Стягъ», бились насмерть на импровизированном поле боя в Доме офицеров в минувшие выходные. Историческую игру приурочили к реальному взятию Парижа войсками анти-Наполеоновской коалиции 185 лет назад. Подобные битвы — не плод воображения карельских любителей военной истории.
Оловянные войны давно снискали любовь по всей Европе. Каждый такой оловянный солдатик играл за 20 реальных воинов. Сражения проходили по особым правилам. И просчитать победу здесь было сложнее, чем в шахматах. Победа в битве за Париж, кстати, на этот раз досталась нашим гренадерам, уланам и их союзникам. Однако, жребий — штука хитрая. Поэтому не всегда исход подобных побоищ совпадает с реальными историческими итогами. В связи с событиями последних дней в Югославии, появился повод в очередной раз вспомнить Наполеона Бонапарта, после поражения под Парижем лишившегося своей короны. Бонапарт в 1814 году с военной европейской коалицией остался один на один. И как бы не старались его гвардейцы, в их нынешней оловянной участи уже ничего не изменить.
Таким было 13 апреля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.