25 сентября 2018, 08:00

Кредиторы довели крупнейший агрокомплекс Карелии до банкротства

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 25 сентября в 1998 году.

В сентябре 1998 года Арбитражный суд республики вынес решение о введении внешнего управления в Акционерном обществе «Агрофирмы имени Зайцева». Иск о возбуждении производства по делу о несостоятельности был подан в июне того года самим руководством агрофирмы. Тогда же руководство отказалось от всяческих комментариев по этому вопросу. В иске была указана сумма кредиторской задолженности предприятия на первое июня — 5 миллионов 44 тысячи рублей. Самые крупные кредиторы — Пенсионный фонд и бюджеты разных уровней.

Введение внешнего управления должно было позволить приостановить процедуру банкротства и дать предприятию возможность за 12 месяцев восстановить платежеспособность. Все сходились на том, что положение было бы куда лучше, если бы в обороте у агрофирмы находились деньги, которые государство ей было должно в качестве дотаций. Если бы эти средства поступали вовремя, хозяйство было бы рентабельным. Напомним, что в конце 90-х неплатежеспособные предприятия стремились к тому, чтобы официально быть признанными банкротом или ввести внешнее управление, потому что это позволяло им дать существенную отсрочку от всевозможных выплат. По закону налоговые органы не могли ничего с них взыскать, даже если на это имелись основания.

А на мини-рынках города 20 лет назад появились новые проблемы. Власти спустя месяц после дефолта увеличили стоимость торгового места. Это в свою очередь могло привести к забастовке мелких предпринимателей и закрытию мини-рынков вовсе. Что опять-таки могло привести уже к социальному взрыву – отоваривались-то все петрозаводчане именно на мини-рынках, так как достать что-либо в магазинах было крайне затруднительно – и цены взлетели, да и товары исчезли.

А вот городские мини-рынки наперекор всему по-прежнему предлагали вконец обнищавшим горожанам свои товары. Купить здесь можно было практически все, в том числе импортного производства: от зубной пасты и косметики до обуви и зимней одежды. Все товары везли из Москвы, где закупали за валюту, хотя это было очень накладно. Тем не менее, на базах с рублем никто связываться не хотел. Закупали торговцы в столице товары на свой страх и риск, тратя свои кровные и не зная, смогут ли их отбить. Повышать стоимость товаров не было смысла. Как говорили сами предприниматели — и по старым-то ценам никто не берет, даже со скидкой.

Ко всему этому добавилась еще одна проблема: увеличились государственные поборы за торговые места. А ведь за год до этих событий им с боями пришлось отстаивать свое право торговать на рынках. Предприниматель Лариса возмущалась: «За места прибавили по 200 рублей. И еще хотят льготные разовые отменить, и нам придется платить 90 рублей в месяц. Откуда у нас такие деньги?! У нас порой даже вообще торговли не бывает!

-А вы к нашему мэру Демину обращались?

-Обращались! Еще пока ответа мы не слышали от него.

Пока городская власть молчала, торговый люд грозил всеобщей забастовкой. Забастовки под окнами мэрии торговцам было устраивать не впервой, и к этому горожане привыкли. Страшно было другое: проблемы мини-рынков могли в одночасье превратить видимый капитализм в привычный социализм. С человеческим лицом и пустыми прилавками.

Таким было 25 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности