Котлы для котельных, не хуже импортных, произвели в Петрозаводске
Проблема отопления довольно остро стояла в отдаленных районах Петрозаводска в конце 90-х годов. Таких, например, как Сайнаволок. Ровно 20 лет назад там заканчивали монтаж модульной котельной, которая должна была обеспечить устойчивое теплоснабжение поселка. Впрочем, денег в городском бюджете на реализацию этого проекта не хватило. Во всем мире люди стараются селиться в пригородах. И в России стали понимать удобство жизни в собственном доме. Под Петрозаводском есть поселок Сайнаволок, полностью состоящий из частных домов. Правда, в те годы инфраструктура его не была развита. Одним из первых шагов по налаживанию комфортного существования жителей Сайнаволока стало строительство модульной котельной. Раньше дома здесь отапливались от котельной комбината строительных конструкций. Протяженность трассы была огромной, теплопотери составляли 20-30%. В конце 1998 года АОЗТ «Отич» выиграло тендер на строительство и приступило к работе. Заместитель директора предприятия В.С.Тиайнен сказал:
«Особых трудностей не было, мы знали, на что шли и договаривались с администрацией, что будем работать и проектировать. И была договоренность с Минэкологией, что будет оказываться помощь в быстром проектировании, чтобы с листа быстро построить котельную. Пока этой помощи мы не видим». Тем не менее, получив лишь предоплату от города в размере 1 миллиона 100 тысяч рублей взаимозачетами, АОЗТ, потратив около 2 миллионов живых денег, почти завершило работу. Интересно, что котлы были сделаны на заводе «Петрозаводскмаш», а не куплены за границей. «Специально для этой котельной с заводом «Тяжбуммаш» мы разработали котлы, испытания этих котлов показали, что они ничуть не хуже импортных. Это и для завода работа, и для нас работа», - заявил Тиайнен. Посмотреть на котельную приехали первые лица Петрозаводска. Оказалось, что строительство подобных объектов выгодно всем, прежде всего горожанам.
О том, что местным властям городов и поселков республики не удастся самостоятельно справится с реконструкцией малых котельных, заявил первый вице-премьер карельского правительства Виктор Масляков. По его мнению, небольшие экономичные системы отопления, работающие на местном топливе, помогут сэкономить бюджетные деньги, а правительство должно помочь в их создании: «Вот вам пример — Ледмозеро. Стоимость одной гигакалории почти 2 тысячи рублей. В то время, как гигакалория у нас в Петрозаводске стоит в районе 135 рублей. Должна быть большая республиканская программа. Нельзя сегодня району заниматься реконструкцией котельной.
Потому что к этому вопросу надо подходить системно. «Петрозаводскмаш», положим, изготавливает котельные, разработки очень интересные есть по котлам. Надо их использовать на территории всех районов. Не надо, чтобы каждый из нас отдельно изобретал велосипед. С этим все главы местного самоуправления и работники ЖКХ согласны».
Если в ЖКХ важно прежде всего экономить деньги, то на лесопромышленный комплекс правительство ставило, как на один из источников пополнения бюджета. В конце августа на Онежском тракторном заводе закончили монтаж нового сборочного конвейера. А трактора, которые собирали на нем, еще не сойдя с него, уже находили своего покупателя. Работы по реконструкции главного конвейера велись в два этапа. В конце августа они завершились. Денег на это было потрачено достаточно много. Но завод, финансировавший этот ремонт самостоятельно, надеялся затраты окупить быстро. Потому что новые модели тракторов, созданные на базе ТЛТ-100, пользовались большим спросом у лесных хозяйств во всех регионах России. Сборочный цех выпускал пять новых моделей в 1999 году по 160 машин в месяц. Для сравнения: в 1995 году, когда был спад объемов производства, ОТЗ выпускал только 50 тракторов. Начальник отдела маркетинга и сбыта В.А.Кудрявцев сказал: «Сегодня можно сказать, что Онежский тракторный завод находится на подъеме. Заказы от потребителя поступают регулярно. Особенно с Северо-Запада: Архангельская, Вологодская область, Карелия, Коми».
В том году ОТЗ начал выпускать трактора для болотистых мест, с высокопроходимой ходовой системой. В лесу они уже себя показали и пользовались большим спросом. Заказы, которые поступали на эти машины, уже превосходили возможности завода. Как ни странно, подъему производства помог экономический кризис 1998 года. Леспромхозы продавали свой товар за доллары, получая за них гораздо больше рублей, чем раньше. Соответственно, началась работа по обновлению техники. Импортные машины покупать дорого, а модернизированные трактора ОТЗ ничуть не уступали в качестве, а в цене выигрывали. В том числе и с помощью передвижных выставок завод нашел потребителя, а потребитель — выгодного партнера. «Кареллеспром в данном случае, как организация, которая представляет интересы вот этих леспромхозов, владеет финансовыми ресурсами, помогает им в обеспечении техникой», - объяснил Кудрявцев. Кареллеспром организовывал целевые закупки продукции завода, что удобно для ОТЗ, так как последний мог планировать объемы выпускаемой продукции на дальнейший период и быть уверенным в ее востребованности. «Такой партнер нас не подведет, то есть связи становятся стабильными и честными», - добавил Кудрявцев.
Таким было 13 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?