Деньги на строительство котельной в Петрозаводске ушли на иные цели
Жители поселка Соломенное 20 лет назад (да и сегодня) задавались одним единственным вопросом — кому же верить? И похоже, что верить им было абсолютно некому. Летом 1998 года республика передала в муниципальную собственность города Петрозаводска лесопильно-мебельный комбинат. И с тех пор все его проблемы легли на плечи городской администрации. Одна из них — подготовка к отопительному сезону.
Как выяснилось, к зиме котельная комбината была совершенно не готова, а это значило, что жители поселка очередную зимовку проведут не только без хлеба и зрелищ, но и без тепла.
Пока не разделят отдельно поселок Соломенное от комбината, у нас не будет тепла! И котельная нас не отопит, запомните мои слова. Два года нам говорят — потерпите, и как нас топили? Вас бы в наши шкуры, пять градусов тепла в квартире было! Да уже у всех истерика!,
- эмоционально выступила на собрании жительница поселка. Для решения этой проблемы власти обещали построить в Соломенном современную модульную котельную. К сожалению, этим грандиозным планам не суждено было сбыться в 20-м веке. На планерке в мэрии тогдашний градоначальник Андрей Демин заявил, что деньги, выделенные на строительство котельной, необходимо направить на закупку запасов топлива. Напомним, в стране шел дефолт, да и без него проблем с бюджетниками, а также и с закупкой топлива хватало с избытком. А что касается жителей поселка, то им было не привыкать к обещаниям.
А тем временем в городском суде слушалось дело, в котором истцом выступал профессор ПетрГУ Эрнест Ивантер, а ответчиком была газета «Губерния». Поводом для судебного разбирательства послужила статья, опубликованная в газете. Впоследствии было еще две статьи, и все о строительстве квартир, в котором принимали участие педагоги и начальство университета. Автором статей стал Дмитрий Маков — штатный корреспондент «Губернии» и студент ПетрГУ. Эрнест Ивантер в интервью перед заседанием суда попенял студенту за неблагодарность к альма-матер:
По-видимому, он, будучи обижен, что его один раз отчисляли, потом он два года был академический задолженник, он решил с чьей-то подачи, может быть, руководства газеты, загрязнить весь университет, а заодно, будучи не очень профессиональным журналистом, замазать меня.
История связана со строительством дома на улице Анохина, в котором профессор Ивантер на тот момент уже месяц как жил. По словам Эрнеста Викторовича, условия строительства были просты: взамен своей полногабаритной пятикомнатной квартиры в центре города жилой площадью более 60 кв.метров, профессор получил две двухкомнатных квартиры в новом доме — для семейной дочери и для себя.
Все условия договора, все было заключено с условием отдачи моей квартиры. То есть никаких денег я не получал, не давал. И по условиям не должен был ничего давать,
- пояснил Ивантер. Впрочем, автор статьи ссылался на акт проверки Контрольно-ревизионного управления, и в числе получивших квартиры за счет университетских ссуд упоминался не только профессор Ивантер. Но обратился в суд по поводу защиты чести и достоинства только он один. Пришедшая на суд вместе с Дмитрием редактор газеты Лариса Жданова (ныне – руководитель ГТРК «Карелия» и депутат ЗС РК) высказала позицию газеты:
Газета опубликовала статью, которая полностью базируется на справке КРУ, в которой сказано, что несколько сотрудников университета построили себе квартиры на ссуды, взятые из университета. Точнее сказать — сначала эти деньги были выделены, несколько лет строился дом, и вот на эти деньги строили они роскошные квартиры. Из всех этих человек только один был из университетской очереди на жилье. Остальные не стояли в ней.
Профессор Ивантер, который особо упоминается в этих статьях, усмотрел в них тенденциозность, непрофессиональный подход и даже тайные козни:
Откровенное говоря, я убежден, что это не случайная ошибка журналиста, это определенный социальный заказ, который старательно газетой выполняется. Мне 62 года, я впервые оказался облит грязью из каких-то странных, политических, видимо, соображений.
По словам профессора, он ни по чем не стал бы обращаться в суд, если бы не его твердое убеждение в своей правоте. Газете предлагалось дать опровержение с извинением, от чего «Губерния» отказалась. Поэтому в суде профессор был намерен отстаивать свои честь и достоинство.
Просто у газеты все-таки должна быть совесть. Я, может быть, наивно это говорю. И у журналиста должна быть совесть,
- отметил профессор. Газета же полагала, что совесть у нее имеется, поэтому свою честь и достоинство она также намерена была защитить через суд. Равно как и отстоять свою правоту и свою нравственную позицию.
Мы считаем, что это безнравственно, когда студенты живут в отвратительных условиях, а преподаватели не получают зарплаты, выдавать такие ссуды на строительство квартир. Сейчас делаются попытки перевести это все в какую-то политическую плоскость, мне лично не понятные. Потому что это была обычная проверка КРУ, мы это обнародовали, то, что весь город знал давно, просто ни одна газета не решалась об этом написать. Сейчас оказывается мощнейшее давление, автор заметки отчислен после второй статьи с 4-го курса заочного отделения филологического факультета. Нами это рассматривается, как преследование за критику. Мы собираемся это тоже оспорить в суде,
- ответила Жданова.
Таким было 12 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности