Книготорговцы предрекли медленную смерть для книжных магазинов Карелии
В Карелии вовсю в начале 2000-х декларировалось возрождение духовности, но на деле вступающий в силу 1 апреля закон о повышении ставок единого налога на вмененный доход больнее всего ударил по торговцам именно такой — духовной пищи. На встрече книгоиздателей и книгораспространителей говорилось о том, что если не изменить существующий порядок налогообложения, то книжная торговля медленно умрет. И к сожалению, так и произошло с маленькими книжными магазинчиками. Кстати, это предрекали еще весной 1999 году, когда ЕНВД был принят.
Так что в День смеха многим будет невесело. С этого дня в Карелии вступал в силу закон, предусматривающий увеличение ставок единого налога на 53%. Это коснулось и книжных магазинов. А книга — товар особый. И явно не является приоритетным в потребительской корзине большинства людей. На встрече книгоиздателей и книгораспространителей говорилось о том, что ставки на книжную продукцию в продукцию в нашей республике и так самые высокие в России.
Для сравнения: у соседей в Вологодской области, где платили 2700 за квадратный метр торговой площади, к тому же действовал понижающий коэффициент. А в Карелии после годовой переписки между продавцами духовной пищи и обеими ветвями власти законодатели приняли достаточно своеобразное решение. Председатель общества любителей книги А.М.Красножон пояснила: «В последние дни уходящего 1999 года были изменены ставки базовой доходности. И эта ставка с 1 апреля составит 13 тысяч за квадратный метр торговой площади. И никаких понижающих коэффициентов».
Причем, во время личных контактов депутаты ЗС РК высказывали полное понимание проблемы. Представитель ЗАО Книжный дом «Мистериум» А.М.Макаров уличил их в лицемерии: «Все на нашей стороне. Все абсолютно. Я никогда не встретил ни одного человека, который бы сказал — пусть книжная торговля погибнет, книги нам не нужны, мы читать не будем. Все — за. Когда доходит до голосования, то возникают какие-то странные вопросы, типа: а вдруг под ваши льготы еще кто-то пролезет?» Цены на книги поднялись. Соответственно, многим стали не по карману. Люди стали меньше читать, что, по мнению книгоиздателей, прежде всего отражалось на государстве, то есть на каждом из нас.
«Если человек в детстве не привык читать книги, это отразится на всей его жизни. Это как-то полностью игнорируется. Ведь чем дешевле будет книга, тем больше человек ее в конечном счете прочитает, тем культурнее будет общество, и тем лучше будет тому государству, в котором живут такие люди», - отметил Макаров. Этот закон, к сожалению, был принят. И начал действовать, как и предполагалось, начиная символично и грустно с первоапрельского Дня дурака.
Тогда же в Петрозаводск прибыли автомобили, участвовавшие в рекламном пробеге Московского автозавода Ленинского комсомола. На площади Кирова был представлен весь модельный ряд «Москвича». Петрозаводчане могли посидеть в шикарном представительском автомобиле «Калита» и полюбоваться на приводящий его в движение двигатель фирмы «Рено». Неизвестно, как там было в допетровской Руси, но современные «Калиты», «Долгорукие», «Владимиры» и прочие «князья» могли двигаться исключительно благодаря достижениям французской автопромышленности.
Вся представленная на площади Кирова продукция АЗЛК была укомплектована двигателями Рено. Что и позволяло ей не по-отечественному бодро трогаться с места и набирать скорость. Этой способности автомобили из Москвы не утратили даже пройдя несколько тысяч километров по весьма условным дорогам Вологодской, Архангельской, Мурманской областей и Карелии.
Заместитель директора сборочного производства АО «Москвич» В.Н.Говоров рассказал: «Цель этого автопробега — испытать полноприводный автомобиль. Маршрут у нас был выбран неслучайно. Как мы думали, он будет довольно-таки тяжелый. Но он оказался нормальным, сносным. Надеялись, что дороги будут сложней. Были сложности: гололед, были заносы, но прошли нормально». Специально для небогатых патриотов АЗЛК устанавливал на «Святогора» ВАЗ-овский и Уфимский двигатели. Эта версия «Москвича 2141» была самая дешевая. В зависимости от комплектации она могла стоить меньше 2 тысяч долларов. Однако, эту модель москвичи с собой почему-то не взяли. Зато самой дорогой продукцией АЗЛК живо заинтересовался петрозаводский мэр. «Москвич» представительского класса, отдаленно напоминавший не очень новую модель «Вольво», обходился покупателю в 40 тысяч условных единиц. Цена и тут зависела от комплектации. С кожаным салоном, кондиционером и прочими маленькими радостями машина будет стоить еще дороже. Как сказал Владимир Говоров, именно на производство автомобилей представительского класса намерен был делать упор московский автозавод.
Таким было 6 марта ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году?